Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

А. А. БЛОК
Девушка пела в церковном хоре…

Творчество замечательного русского поэта Александра Александровича Блока приходится на первые два десятилетия ХХ века. Это было время мощных и трагических потрясений в истории нашей родины. Русско-японская война на Дальнем Востоке, Первая мировая война, три революции и Гражданская война - такие судьбоносные для государства события вместились в два десятка лет. Поэт Александр Блок тонко чувствовал и принимал близко к сердцу жизнь страны, активно участвовал в общественной деятельности.

Стихи Блока в большинстве своём лирические, то есть о чувствах и переживаниях героев его произведений. Однако Блок умел выразить и общенародные чувства и переживания. В своём творчестве он не обходил стороной темы государственного значения, оставаясь при этом лириком. Сегодня мы прочитаем одно из таких его стихотворений.

Оно явилось откликом на события Русско-японской войны 1904-1905 годов. Причиной военного конфликта между Россией и Японией было стремление двух великих держав подчинить своему влиянию Корею и Северный Китай. Война продолжалась более полутора лет. В тяжёлых сухопутных сражениях обе стороны несли большие потери. Японцам удалось заблокировать российские корабли, стоящие в гавани, перекрыть им выход в море.

B2385E66-5416-4D94-8982-6AE976D33149_4_5005_c.jpeg

Для снятия морской блокады на Дальний Восток из Балтики была отправлена русская эскадра из 17 боевых кораблей. Семимесячное плавание под палящим тропическим солнцем было чрезвычайно тяжёлым и изнурительным. И в первом же сражении с японским флотом эскадра была разгромлена. Война закончилась полным поражением для России.

Тяжким бременем легли на плечи народа межгосударственные неурядицы в далёком крае, печалью и скорбью отозвались они в душах людей.

Трагическими событиями войны было вызвано к жизни стихотворение А. Блока.

D5C1EA19-0595-45D5-81EB-23BEE1643B96_4_5005_c.jpeg

Оно без названия. Его первая строка звучит так:

Девушка пела в церковном хоре…

Где пела девушка? (В церковном хоре.)

Хотя стихотворение отражает событие общегосударственного охвата, всё действие, о котором рассказывается в нём, происходит внутри церковного храма и не выходит за его пределы. А что представляет из себя русский православный храм? Давайте зайдём в него во время богослужения.

В храме небольшие узкие окошечки, некоторые из них на самом верху стены; поэтому всегда полумрак, даже в солнечный день. Потолок высокий, но не плоский, а куполообразный. Этот купол символизирует небесный свод, обитель Всевышнего. В храме поёт хор, он поёт без музыкального сопровождения. Хор величественно славит Бога, Творца вселенной и жизни.

Обычно в храме полно народа. Люди стоят. Поскольку многие прихожане приходят с малолетними детьми, даже с грудными, то редко бывает так, чтобы где-то во время церковной службы не плакал ребёнок, иногда даже и не один.

А теперь представьте себя стоящим среди прихожан в таком храме и прочтите стихотворение.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских врат,
Причастный Тайнам, плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.
1905 г.

Какое чувство вызывает стихотворение?.. Печальное, тяжёлое, даже скорбное, потому что в основе его содержания лежат война и смерть. Очень жалко людей, которые на богослужении. Можем ли не прочувствовать горе, которое уже на пороге их дома?..

Они ещё не знают о нём. А каким образом мы узнаём о судьбе отправленных на войну? Через плач ребёнка. Он не только оплакивает погибших. Его плач доносит до самого нашего сердца весь ужас положения молящихся о спасении уже обречённых:

И всем казалось, что радость б у д е т…
…И только высоко, у Царских врат,
Причастный Тайнам, плакал ребёнок,
О том, что никто не придёт назад.

Плач младенцев в церкви - явление обыденное. Кроме матери, остальные как бы и не замечают его. Но так в жизни. А для лирического произведения, как видим, это чрезвычайно удачная художественная находка, потому что неотразимо вызывает у читателя чувство сопереживания чужому горю.

*      *      *

Давайте продумаем стихотворение. Начнём с первой строфы.

Девушка пела в церковном хоре…

А далее - о ком она пела. И уже здесь есть над чем задуматься нам. Ведь церковный хор исполняет религиозные канонические тексты, прославляющие Бога. Разве могла девушка петь что-либо другое?..

Верующие, молясь Богу, могут просить его о чём-нибудь. Просить не только для себя, но также за своих близких, знакомых и незнакомых. Как говорят верующие - «молиться о ком-нибудь».

Девушка вместе с хором славила Бога; при этом в душе молилась о всех. О тех, кто в храме, о тех, кто далеко, в чужом краю. Её пение было молением о всех несчастных.

И вот перед нами уже возникает духовный образ девушки: её душа до боли чувствительна к чужому горю. Она знает, что такое сострадание, она полна стремления помочь как только может всем, кого война лишила радости жизни.

Давайте перечитаем строфу.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

*      *      *

Молодой певчей церковного хора поэт посвящает и следующую строфу. Смотрим её начало.

Так пел её голос, летящий в купол…

Будто бы помимо воли девушки пел её голос, - настолько искренним было её внутреннее желание утешить людей, вселить в них надежду. И при этом он отрывался от всего земного, устремлялся вверх, в купол, к небу. Создаётся впечатление о певчей хора как существе возвышенном, светлом, ангелоподобном.

Дочитаем строфу до конца.

И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

Заметьте: сначала было простое сообщение «девушка пела»; потом - «голос пел»; и вот совсем необычное: «платье пело». Последнее может даже вызвать у читателя недоумение.

Но - не забывайте! - мы в храме, в его мрачном помещении. Мы смотрим из мрака и всё, что видим, тоже во мраке, в полутьме. Во мраке плохо видать или вовсе не видать того, кто поёт. А вот белое платье, на которое падает солнечный луч, приковывает к себе наше внимание. Мы слышим голос и видим платье. Так что поёт? - Платье, конечно.

Также мрак не мешает, а даже способствует нашему ощущению, будто бы голос летит в то огромное пространство, что над нами, в купол, а значит, и в небо, ко Всевышнему.

И оттуда, от купола (и от Всевышнего) возвращается к молящимся, - такое акустическое свойство заложено в самой конструкции храмов.

Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

*      *      *

Читаем дальше.

И всем казалось, что радость б у д е т…

О какой радости здесь речь? Обратимся к строфе первой:

Девушка пела… о всех, забывших радость свою.

Радость, которой люди жили до войны и которая сейчас забыта, возвратится в их жизнь, опять будет.

Прочтём строфу целиком.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Что казалось (потому что очень хотелось этого!) людям, молящимся в храме о близких?.. Что призванные на войну находятся не в кровопролитных сражениях, а живут светлой мирной жизнью, что корабли их не в боях, а в тихой заводи. Верилось, что они живы и здоровы, и вернутся домой. И будет радость, как было прежде, до войны.

Так верилось всем молящимся, потому что им очень хотелось, чтобы было так.

*     *     *

В следующей строке объясняется, чем подкреплялись столь радужные надежды. Прочтём её.

И голос был сладок, и луч был тонок…

Мы знаем, какое настроение у молящихся вызывало пение девушки, голос её.

А какова роль солнечного луча, проникающего в темень храма?.. Он нисходит с высоты и воспринимается верующими как божественный добрый вестник, вселяет людям надежду на лучшее.

А почему тонок?.. Тонкий луч резче выделяется в темноте и производит более сильное впечатление.

Дочитаем строфу до конца.

И только высоко, у Царских врат,
Причастный Тайнам, плакал ребёнок,
О том, что никто не придёт назад.

Молящиеся верят в желаемое: они не знают, что всё уже предрешено. Ребёнок же причастен к Божественным Тайнам и знает то, что смертным знать не положено: их будущее. Знает, потому что душа младенца ещё безгрешна, она ближе к душе Христовой. Обратите внимание, где находится ребёнок:

высоко, у Царских врат.

Православный храм разделяется иконостáсом (перегородкой с иконами и дверьми) на две части: алтáрь, где как бы незримо присутствует сам Бог, и «землю», помещение для молящихся. Вход в алтарь идёт через царские врата. Алтарь и его врата находятся на некотором возвышении, на одну-две ступеньки выше «земли». Плачущий ребёнок находился высоко, у Царских врат. Он, находясь даже вместе с молящимися, был ближе к небесам (а значит, и к Богу), чем остальные прихожане.

Перечитаем строфу.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских врат,
Причастный Тайнам, плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.

Теперь вам осталось в заключение перечитать стихотворение полностью. Но предварительно хотим обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство.

DBD60B86-A226-43E6-B481-25DD55F2985A_1_201_a.jpeg

Вы дважды прочитали стихотворение Александра Блока: сначала целиком, затем отдельными строфами. Заметили ли в нём нарушения стихового ритма?.. Эти сбои ритма легко услышать, если при чтении выделять ударные гласные.

Давайте так и сделаем. Но предварительно прочтём пару строк из стихотворения Пушкина «Узник».

Сижу́ за решё́ткой в темни́це сырóй.
Вскормлё́нный в невóле орё́л молодóй…

Правильное чередование ударных и безударных гласных этих стихов можно изобразить схематически:

_ _́ _   _ _́ _   _ _́ _   _ _́
_ _́ _   _ _́ _   _ _́ _   _ _́

Теперь давайте прочтём первую строфу стихотворения А. Блока, выделяя ударные гласные.

Дéвушка пéла в церкóвном хóре
О всéх устáлых в чужóм краю́,
О всéх корабля́х, ушéдших в мóре,
О всéх, забы́вших рáдость свою́.

Вот в каком порядке располагаются ударные и безударные гласные этой строфы:

_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _́ _
_ _́ _ _́ _ _ _́ _ _́
_ _́ _ _ _́ _ _́ _ _́ _
_ _́ _ _́ _ _́ _ _ _́

В стихотворении А. С. Пушкина «Узник» ударные и безударные слоги находятся в строго определённом порядке. Такой способ стихосложения называется силлáбо-тони́ческим. Достоинством и недостатком силлабо-тонических стихов является их монотонность.

Блок нарушает в стихах правильное чередование ударных и безударных слогов, отчего каждый стих приобретает своеобразное звучание, стихотворение лишается монотонности. Такие стихи называются дóльниками. Дольники требуют от читателя умения паузами скрадывать нарушения ритма.

Как мы будем читать стихотворение А. Блока?.. Замечаем: в каждом стихе по четыре ударных слога. При чтении будем паузой разбивать стих так, чтобы в каждой части стиха (строки) было по два ударных слога. Первую строфу прочтём так:

Девушка пела
      в церковном хоре
О всех усталых
      в чужом краю,
О всех кораблях,
      ушедших в море,
О всех, забывших
      радость свою.

По этому образцу будем читать и остальные строфы. Перечитайте стихотворение целиком.

9C8605C0-5D77-4B15-B035-576E5A6550A8_4_5005_c.jpeg

Девушка пела
      в церковном хоре
О всех усталых
      в чужом краю,
О всех кораблях,
        ушедших в море,
О всех, забывших
      радость свою.

Так пел её голос,
      летящий в купол,
И луч сиял
      на белом плече,
И каждый из мрака
      смотрел и слушал,
Как белое платье
      пело в луче.

И всем казалось,
      что радость будет,
Что в тихой заводи
      все корабли,
Что на чужбине
      усталые люди
Светлую жизнь
      себе обрели.

И голос был сладок,
      и луч был тонок,
И только высоко,
      у Царских врат,
Причастный Тайнам,
      плакал ребёнок
О том, что никто
      не придёт назад.

Предлагаем послушать романс на стихотворение Александра Блока в исполнении выдающегося певца Ивана Семёновича Козловского. Конечно, красота и богатство вокального звучания зависят прежде всего от певческого таланта исполнителя. Но ведь в поэтическом произведении заложен тот материал, на котором певец проявляет свой дар. Помните об этом, слушая романс «Девушка пела в церковном хоре...» на стихи А. Блока в исполнении И. Козловского. Композитор Сергей Василенко.

_____________

Информация для учителя.

Чем может привлечь внимание современного читателя лирическое стихотворение, написанное на злобу дня давно миновавшего времени? Очевидно, прежде всего мастерством художественного воплощения авторского замысла. Поэтому главную цель урока мы видим в необходимости донести до учащихся художественное совершенство стихотворения, написанного в необычном и труднодоступном для прочтения школьником формате: дольником.

Скачать статью.