Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

И. А. КРЫЛОВ
Свинья под Дубом.

Басни Ивана Андреевича Крылова любимы в нашем народе. Они интересны и детям и взрослым. Содержание их забавно и поучительно. Мудрость их подобна мудрости народных пословиц. Тот, кто читал сборники басен Крылова, всё это знает не с чужих слов, а потому что на себе испытал их привлекательность.

Крыловым создано много басен. Некоторые из них, совсем немного, вы читали на уроках в школе. Сегодня прочитаем ещё одну. Название басни - «Свинья под Дубом». А первая строчка её, первый стих звучит так: Свинья под Дубом вековым.

Прилагательное вековой от какого существительного? (Век.) Как понимаете выражение «вековой дуб»? (Столетний дуб.) Прилагательное вековой может принимать также значение «существующий века», то есть «многовековой». Замечу попутно: дубы живут несколько сотен лет, даже более тысячи лет могут простоять.

50C4C967-469A-4CAD-9574-AAD3A932D2FC_4_5005_c.jpeg

Представьте себе этот древний Дуб. Его корявый ствол толстый, неохватный, сучья широко раскинуты, и мощная, непроницаемая для солнечных лучей, крона. Под таким дубом земля должна быть усыпана желудями. А для свиней жёлуди - любимое лакомство. И очень сытная пища. Да и не только для свиней.

Так чем занималась Свинья под Дубом? Как думаете? (Ела жёлуди.) Но не только ела жёлуди. Прочтём басню «дедушки Крылова».

        Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
        Наевшись, выспалась под ним;
        Потом, глаза продравши встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
        “Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
       “Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
       Ничуть меня то не тревожит,
       В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею”.
“Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
      Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
            Тебе бы видно было,
      Что эти жёлуди на мне растут”.

-72B3DBA0-8C34-4A26-9D2D-93A6EC4E868A_1_201_a.jpeg

Обращаясь к Свинье, какую особенность в её моральном облике Дуб выделил как главную? (Назвал Свинью неблагодарной.) Согласны ли вы с такой характеристикой Свиньи?.. Кого называют неблагодарным? (Того, кто за добро не отдаривает добром, «благом».)

К этому нелестному отзыву Дуба каждый из нас может добавить ещё несколько неприятных слов в адрес хрюшки. Не так ли?.. Ведь с самого начала басни мы начинаем испытывать к ней неприязненное чувство. Давайте проясним, что же в этой хавроньи такого, что действует на нас отталкивающе.

Перечитаем первое предложение басни.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Удалим из этого предложения несколько слов, - таких, без которых его содержание не изменится.

*Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Прочтём это предложение в сокращении.

*Свинья под Дубом вековым
наелась желудей,
выспалась под ним, потом встала
и подрывать у Дуба корни стала.

Изменился ли смысл предложения? (Не изменился.) Но теперь уже рассказ о хрюшке не вызывает неприязненного чувства к ней. Что-то очень важное потерялось в нём, чего-то едва уловимого мы лишились.

Чего же мы лишились?.. Мы перестали видеть обжорство Свиньи, потому что не знаем, что наелась она… как? (Досыта, до отвала.)

Здесь слова «досыта» и «до отвала» одинаковы по значению.

Однако хотя эти слова имеют один смысл, но как они дополняют и усиливают друг друга, когда поставлены рядом! Почему? Потому что они оказываются не совсем одинаковыми, если принять во внимание их древнее, первоначальное значение.

Наречие досыта образовано от древнего слова сыть, что значит «пища, еда». Наесться досыта означает «наесться до полной сытости».

А как понять выражение «наесться до отвала»? Отвал - существительное от какого глагола? (Отвалить, отвалиться.) Отвалиться - значит «отделиться, отдалиться». Наесться до отвала означает «так много съесть, что уже хочется отвалиться от стола, от еды».

Мы видим, что Свинья наелась желудей до чрезмерного насыщения, что она обжора.

А теперь скажите, является ли выражение «досыта, до отвала» лишним, если оно указывает на такую важную особенность Свиньи, как её страсть к обжорству?.. Вернём назад эти слова в текст басни:

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала...

Отвалилась хрюшка от своей кормёжки, и что затем произошло с ней? (Она заснула.)

Наевшись, выспалась под ним…

Нам понятно, почему она заснула и хорошо поспала: от чрезмерного пресыщения, от того, что объелась.

Выходит, и слово наевшись здесь не лишнее. Оно объясняет, почему со Свиньёй случилось то, что случилось: заснула и выспалась - и напоминает о неумеренности хрюшки в еде. Давайте и это слово вернём в басню:

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала…

Хотя Свинья и выспалась, но, как видим, тяжело просыпалась она: не легко открывались её глаза, ей пришлось продирать их. Как это характеризует Свинью? (Она ленивая.) Выражение глаза продравши добавляет ещё одну важную черту к характеристике Свиньи. Вернём его в текст басни:

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Рытьё земли - излюбленное занятие свиней; роют они, чтобы отыскать съедобные корешки.

Если из фразы убрать существительное рылом, она не станет менее понятной, потому что мы знаем, чем свиньи роют. Почему же Крылов напоминает читателю о том, что Свинья рылом подрывала корни?..

59167F10-3B09-4BE0-B76F-34C3D28DD1F2_4_5005_c.jpeg

Рыло - это часть головы у свиней. Напоминая о рыле, Крылов заставляет нас увидеть саму голову Свиньи. Чем же занята эта голова? (Она ковыряет землю.) Этим и ограничиваются умственные интересы и потребности хрюшки.

Вот и Дуб говорит вроде бы о рыле:

Когда бы вверх могла поднять ты рыло…

В прямом или перенóсном значении употребляет он слово рыло? (В переносном; вместо «поднять голову» говорит «поднять рыло».) Дуб примолвил о Свинье так, будто бы у ней нет головы, а есть только рыло. Сказано грубо, но справедливо.

А теперь скажите: из тех слов, которые мы вычеркнули, хотя бы одно оказалось лишним?.. Именно ими вырисовывается образ того ленивого, обжористого и туповатого существа, у которого все эти качества хорошо гармонируют с её главным качеством: неблагодарностью.

Мы прочитали басню без её моральной концовки. Давайте перечитаем её текст полностью.

        Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
        Наевшись, выспалась под ним;
        Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
        “Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
        “Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
        Ничуть меня то не тревожит,
        В нём проку мало вижу я,
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею”.
“Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
        Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
            Тебе бы видно было,
        Что эти жёлуди на мне растут”.
________
        Невежда также в ослепленье
        Бранит науки и ученье,
        И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
1823 г.

Басня рассказывает о Свинье, а её мораль обращена к невеждам. Свинья в басне Крылова - это образ кого? (Невежды.)

Скажите, кого называют невеждой? (Невежда - это малообразованный, малознающий человек.)
Что бранит, ругает невежда? Прочтите.
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды.

Смотрим строчку первую:
Невежда также в ослепленье…
Подберите однокорневые слова к существительному ослепленье. (Ослеп, ослепнуть, слепой.)
Скажите, кому Крылов уподобляет невежду?..
Невежда подобен человеку, который находится в состоянии ослепления, лишён зрения, не видит.
Но одинаково ли наше отношение в жизни к слепому и к невежде? Слепой вызывает в нас чувство сострадания, желание помочь ему. А невежда отталкивает от себя, он обычно смешон и малоинтересен.

В басне Свинья ленива, обжориста, туповата и неблагодарна. Все эти качества хорошо увязываются с её невежеством. Если проявим внимание к тому, что говорит о себе Свинья, узнаем и цель её жизни. Найдите эти слова. (Я от них жирею.)

Вот цель её жизни: жиреть.
Чтобы жиреть, что ей надо? (Чтоб были жёлуди.)
Невежде-Свинье нужны жёлуди, а Дуб ей не нужен.
Прочтите, какой длинной тирадой в ответ на замечание Ворона разразилась она о Дубе.

“Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нём проку мало вижу я,
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею…”

Почему Свинья «ничуть не пожалеет» Дуба, если даже засохнет этот «вековой» гигант? (Потому что не видит в нём много проку.)

Слово прок теперь является устаревшим словом. Знакомо оно вам?.. А во времена Крылова, два столетия тому назад, не требовалось объяснять его. Подумайте, каким словом его можно заменить: В нём мало вижу я… чего? (Пользы.) Какое значение напрашивается для устаревшего существительного прок? («Польза».) Проверим свою догадку по Викисловарю... Мы не ошиблись.

Находясь в «ослепленье», Свинья не знает, что жёлуди растут на дубах, не «чувствует», что вкушает их плоды.

А почему находится как бы «в ослепленье»? Вспомните, как это объясняет Дуб. (Потому что не может поднять голову, чтобы взглянуть вверх.)

Как думаете, сожалеет ли эта Свинья о том, что не может поднять голову и взглянуть вверх?.. Понимает ли она, что находится «в ослепленье»?.. Задумалась ли она над тем, что примолвил ей Дуб?..

В образе Свиньи Крылов изобразил человека-невежду. По вашему мнению, удачное ли сравнение подобрал для невежд баснописец?..

О баснях говорят, что они учат чему-нибудь читателя.

Конечно, учат. Но сила басен И. А. Крылова не в том, что они «учат».

Как вы думаете, из тех, кто прочитал басню «Свинья под Дубом», найдутся ли такие, которых не устрашила бы даже мысль оказаться хотя бы чем-то похожим на Свинью этой басни?..

______________

Информация для учителя.

На занятии проводится лингвистический анализ басни, главной целью которого является помочь учащимся эмоционально пережить содержание произведения.

У каждого школьника должен быть листок с текстом басни, карандаш и ластик.

Скачать статью.