РУССКИЙ ЯЗЫК НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
И. А. КРЫЛОВ
Волк на псарне.
Басни Ивана Андреевича Крылова вы читали и даже учили наизусть. Запомнились они вам?.. Интересны?.. Скажите, когда читаешь их, не создаётся ли такое впечатление, что они написаны сегодня?..
А ведь басням дедушки Крылова уже более двухсот лет. Как думаете, много это или мало?.. Знаете ли вы, какие изменения произошли в мире и нашей стране за это время?.. Однако басни Крылова за эти два столетия не утратили своей свежести, мудрости и злободневности. Не многим произведениям художественной литературы выпала такая завидная судьба.
Сегодня прочтём ещё одну басню. Она несколько отличается от уже прочитанных нами. Чем? В ней Крылов изображает быт людей своего времени. Тот быт, который отдалён от нас двумя веками, и потому нам трудно без объяснений увидеть нарисованную баснописцем картину.
Вот начало басни, её первое предложение:
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Куда волк думал залезть? (В овчарню.)
А куда попал? (На псарню.)
Прочтём, какой переполох произошёл от того, что волк перепутал овчарню с псарней.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку,
Псари кричат…
Кто рвётся на драку? (Псы рвутся.)
Откуда они рвутся на драку с волком? (Из хлевов.)
А кто кричит? (Псари кричат.)
Кого взбудоражил волк? кто поднялся? (Весь псарный двор.)
Где происходит этот переполох? куда попал волк? (На псарне переполох.)
Можете ли представить себя в том переполохе, который изображён в басне?.. Я помогу вам оказаться на этой псарне.
Время баснописца Крылова - это эпоха крепостных крестьян и их господ крепостников-помещиков. Тогда каждая крестьянская семья самостоятельно обеспечивала себя всеми продуктами питания, занимаясь и земледелием и скотоводством. Для скота отводилось специальное огороженное место рядом с избой, называлось оно скотным двором. На скотном дворе стоял хлев - деревянная постройка для скота; ночью, а также всю зиму скот содержался в хлеву.
Помещики, которые держали охотничьих собак, устраивали подобные дворы для своих собак; назывались они псарными дворами. Псарные дворы огораживались обычно глухим сплошным забором, вход был через ворота. На псарном дворе также стоял хлев. Хлев для собак назывался псарней.
Обычно на псарном дворе было несколько хлевов. Почему? Существует много пород охотничьих собак: гончие, ловчие и другие. Разные породы собак содержали в разных хлевах, чтобы избежать драк между собаками. Хлев от хлева отделялись стенками.
Кстати, скажите: слово ловчие от какого глагола? (Ловить.) А гончие? (От глагола «гонять, гнать».) На охоте собаки ловили зверя или гнали его к охотникам, пугая громким лаем.
Кроме хлевов, на псарном дворе были другие подсобные постройки, а также дом для псарей, - для работников, ухаживающих за собаками. В помещичьем хозяйстве был также работник, ведающий охотничьими делами и рыбной ловлей; он назывался лóвчий. С помещиком на охоту выезжали и ловчий и псари.
Теперь давайте проясним слово овчáрня.
Хлев для собак назывался псарней, а хлев для овец назывался… как? (Овчарней.) Существительное псарня от какого слова? (От существительного «пёс, псы».) А существительное овчарня от какого слова? (От существительного «овца».) В существительном овчарня звук [ч] вместо звука [ц], как и в прилагательном овечий: например, овечья шерсть, овечий пастух. Кстати, овечий пастух иначе называется овчáр. Заметьте, и в слове овчар [ч] вместо [ц]. Итак, мы говорим овца - и овечий. овчар, овчарня. Здесь происходит чередование звуков [ц] и [ч[, как и в словах отец - отеческий, ловец - ловчий, гонец - гончий.
Волк впотьмах, как видим, перепутал хлев для овец с хлевом для собак. Это стало завязкой, то есть причиной тех событий, которые произошли затем на псарном дворе. Прочтите, как они развивались и чем всё это закончилось.
Волк на псарне.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! - кричат, - огня!» Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед, -
Тут ловчий перервал в ответ, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Октябрь 1812 года.
Интересный рассказ?.. Всё ли было понятно?.. Могли бы нарисовать картинку к рассказанному в басне?..
Давайте вдумчиво перечитаем басню и при этом обратим также внимание на то, какие прозвища получает Волк в басне.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
В начале басни Волк называется просто… кем? (Волком.) В противном случае было бы непонятно, о ком идёт речь.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Наречие вдруг какими словами вы могли бы заменить? (Неожиданно, внезапно.)
Но во времена Крылова это наречие имело и другое значение: «дружно, разом, одновременно».
Как думаете, какое из этих значений более подходит для данного случая?..
Почуя серого так близко забияку…
Кем назван Волк? (Серым забиякой.)
Скажите, кого называют забиякой? (Того, кто затевает ссоры, драки.)
Вам должно быть интересно узнать, что существительное забияка происходит от глагола бить.
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
Чем они «залились»? (Громким беспрерывным лаем.)
Куда и откуда они рвутся? (Вон из хлевов.)
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ворота на запор.
Как псари назвали Волка? (Вором.)
Ахти - возглас, выражающий сильное чувство.
Выражение «Ахти, ребята, вор!» имеет такой смысл: «Ребята, беда! Вор!»
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! - кричат, - огня!» Пришли с огнём.
Какого огня просят? для чего? (Чтобы посветить в хлеву.)
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
Принесли псари огонь, осветили Волка.
И каким его увидели?..
Настолько жаждущим всех съесть, что от страсти такой у него невольно щёлкают зубы и поднялась шерсть.
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры.
Кем назван Волк? (Хитрецом, и опять же с язвительным клеймом «мой»: мой Волк, мой хитрец.)
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры…
Кем представляет себя Волк псарям? (Сватом и кумом.)
Сваты и кумовья - это не родственники, но тем не менее такие же близкие и дорогие люди, как и родственники.
Не ради ссоры пришёл и не за овечкой, а зачем? - прочтите. (Мириться.)
Забудем прошлое, уставим общий лад!
Что значит лад? (Согласие, мир, порядок.)
Отсюда слово ладно, которое имеет много значений и все они доброжелательные: «хорошо», «согласен», «пусть будет так» и тому подобные.
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…»
Что обещает Волк? - прочтите…
Какой клятвой он клянётся? (Волчьей!)
«Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ, -
Как ловчий назвал Волка? (Соседом.)
Какой смысл ловчий вкладывает в слово «сосед»?..
Он припоминает волку, что тот не раз, а может быть даже частенько, наведывался «по-соседски» на пастбища и скотные дворы.
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю...
Ты сер - то есть какой? (Серый.)
Я сед - то есть какой? (Седой.)
Сер, сед - это прилагательные серый, седой в краткой форме.
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
Чего не делать? (Мировой.)
Мировая - это мирное разрешение конфликта, без участия суда.
На мировую идут лишь тогда, когда люди верят друг другу на слово.
Волку же можно верить только такому, с которого уже «снята шкура».
И тут же выпустил на волка гончих стаю.
Вы знаете, что басни обычно заканчиваются кратким нравоучительным выводом, так называемой моралью. Иногда мораль предваряет рассказ. Скажите, есть ли мораль в басне Крылова «Волк на псарне»?.. В последней строчке басни: И тут же выпустил на Волка гончих стаю - баснописец подсказывает читателю, как надо поступать с забияками, ворами, хитрецами, лжецами - с теми, у кого хищническая натура.
__________
Теперь, когда басня прочитана, вы должны узнать о тех исторических событиях, которые вызвали к жизни это произведение.
Летом 1812 года полчища хорошо вооружённых и обученых войск, возглавляемых французским императором Наполеоном, напали на нашу страну. Началась Отечественная война нашего народа, то есть война за независимость Отечества.
Численность врагов почти в три раза превосходила русскую армию, вышедшую навстречу агрессору. Наполеон, имея такое преимущество в военной силе, стремился навязать русским генеральное сражение, чтобы уничтожить русскую армию. Русские, избегая генерального сражения, отступали, но отступали с боями, изматывая силы противника. Самое крупное сражение произошло в ста километрах от Москвы у села Бородино. После Бородинского сражения главнокомандующий Кутузов решил сдать Москву, чтобы сохранить русскую армию.
Успехи французов не сломили боевой дух русских, но, напротив, вызвали массовый героизм. Французы вошли в обезлюденную, опустевшую русскую столицу; в тот же день в городе начались пожары. На других территориях, занятых врагом, действовали хорошо вооружённые партизанские отряды из казаков и кавалеристов. Стихийно возникали также небольшие партизанские отряды из местных крестьян, вооружённых вилами, топорами, дубинами. Война против захватчиков стала всенародной.
Наполеон понял, в какой опасности он оказался, и начал предлагать мирные переговоры, чтобы спасти свою армию. Но русские отказались от переговоров. Французам ничего другого не оставалось, как с позором бежать из России. Лишь жалкие остатки ещё недавно многочисленного наполеоновского войска смогли уцелеть и возвратиться туда, откуда пришли.
* * *
А теперь давайте посмотрим, как эти события Отечественной войны двенадцатого года отражены в басне.
Наполеон, задумывая военный поход на Россию, знал ли о том, с каким сопротивлением столкнётся и в каких условиях в результате окажется?.. Прочтите соответствующие строчки в басне. <Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.>
Прочтите строчку, в которой отражается всеобщий патриотический подъём в стране в связи с вторжением врага. <Поднялся вдруг весь псарный двор.> Вспомним: наречие «вдруг» в каком значении употреблено? (Дружно, разом, одновременно.)
В каких словах отображается боевой дух русской армии? <Рвутся вон на драку.>
Как в басне передаётся народный характер войны? - прочтите. <Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём.>
Какие слова басни напоминают о московском пожаре? <«Огня! - кричат, - огня!» Пришли с огнём.>
Наполеон с первых же дней, как вступил в Москву, понял, что попал в западню. Какие слова басни говорят об этом? <В минуту псарня стала адом.>
Уже через неделю после занятия Москвы Наполеон послал в Петербург Александру Первому письмо с предложением мира. Русский император не ответил на письмо. Через некоторое время Наполеон отправил посла к Александру для переговоров о мире, но Кутузов не пропустил посла в Петербург и отправил его обратно в Москву. Как эти события отражены в басне? - прочтите. <Пустился мой хитрец в переговоры…>
Именно попытки Наполеона путём мирных переговоров избежать гибели своей армии послужили поводом для создания басни. Текст басни, собственноручно переписанный Крыловым, был отправлен письмом в действующую армию Кутузову. Главнокомандующий прочитал басню собравшимся вокруг него офицерам и при словах: «а я, приятель, сед» - снял фуражку и потряс наклонённой седой головой.
Скажите, какие исторические личности выведены в образах Волка и Ловчего?.. (Французский император Наполеон и Главнокомандующий русскими войсками Михаил Илларионович Кутузов.)
_________________
Информация для учителя.
Чем более время отделяет нас от автора и его творения, тем настоятельнее проявляется необходимость работы со словарным составом изучаемого произведения. При этом учитель должен постараться донести до сознания учащихся, что и забытые слова - это слова родного нам языка, и не заниматься на уроках русской словесности простым «переводом» с русского на русский.
До начала урока на классной доске написать:
1812 г.
гончие хлев
ловчие овчарня
ловчий