Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

РУССКИЙ ЯЗЫК НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

М. В. ЛОМОНОСОВ
Случились вместе два Астронома в пиру…

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое потребует от нас некоторых знаний по астрономии. Приходилось ли вам слышать о науке астрономии? Чем занимаются астрономы? Что изучают?..

Астрономы изучают небесные тела: Солнце, Луну, звёзды, планеты, кометы и другие. Астрономия — одна из древнейших наук, потому что Солнце, Луна и звёзды всегда привлекали к себе внимание человека. Была в ней и практическая необходимость: уже в глубокой древности люди заметили, что смена времён года на Земле прочно связана с положением светил на небе.

506316FB-08B8-41BA-8488-A25DC2E222C3_4_5005_c.jpeg

Приходилось ли вам видеть ночное небо, усеянное звёздами? Можно ли остаться равнодушным при виде этого зрелища? Особую радость испытываешь, когда находишь знакомое созвездие, когда обнаруживаешь планеты — эти яркие звёздочки, блуждающие среди неподвижных относительно друг друга звёзд. Возникают мысли о бесконечности и загадочности Вселенной. И всё, что видишь на небе: Солнце, Луна, звёзды, планеты — всё это вращается вокруг Земли, потому что Земля является центром мироздания… А разве это не так?..

Но давайте перенесёмся в XVIII век, лет на 300 назад. Мы также находимся на уроке. И я вам говорю: «Ребята! Не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля ходит вокруг Солнца, да при этом ещё и вертится, словно юла, вокруг своей оси». Таким сообщением я удивила бы вас ещё больше, чем удивила сейчас. Вы в недоумении обратились бы к своему священнику, и он тут же разрешил бы ваше сомнение, сказав, что это неправда.

Немного было людей в XVIII веке, которые слышали о том, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Ещё меньше было таких, которые верили в это. Такие ошибочные представления о строении Вселенной были вызваны не только тем, что мы воочию видим, как движутся небесные светила. Они подкреплялись также учением древнегреческого астронома Птолемея.

ECCC1DE1-6959-41BF-9F18-1A34163B17D7.png

Клáвдий Птолемéй считал, что Земля находится в центре Вселенной, а Луна, Солнце, планеты и звёзды движутся вокруг неподвижной Земли.

Через 1300 лет польский астроном Николай Копéрник разработал другую систему мироздания, согласно которой Земля и планеты вращаются вокруг неподвижного Солнца.

551904CD-B379-4E83-BB38-909233B9D263.jpeg

Медленно и с трагическими жертвами учение Коперника пробивалось в сознание людей. И в XVIII веке ещё мало у кого хватало духу отказаться от устоявшихся традиционных взглядов.

Но XVIII век не случайно называют веком Просвещения. Передовые учёные и писатели многих европейских стран видели в просвещении народа предпосылки к улучшению его жизни. Были и в России свои патриоты-просветители. Первое место среди них принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову, гениальному учёному и поэту. Сегодня мы прочитаем одно из его стихотворений.

О чём оно?

1761-й год. Такую дату поставил Ломоносов под стихотворением. Случайно на пиру встречаются Птолемей и Коперник. Между ними сразу разгорается спор. О чём он? Как вы думаете?..

Конечно, об их представлении о системах мироздания. Птолемеевой системе устройства мира уже полторы тысячи лет и более двухсот лет системе Коперника, но вопрос о том, чья система верна, всё ещё не решён. В стихотворении эта проблема решается наглядно и просто.

Стихотворение небольшое и без названия. Скажите, как мы отыскиваем в оглавлениях книг те стихотворения, которые не имеют названия? (По их первой строчке.)

В заголовке этой статьи - первая строчка из стихотворения. Надеюсь, что вы её уже прочитали и вам в ней всё понятно. Надеюсь также, вы заметили, что теперь мы уже так не скажем. Почему? Стихотворению более 260 лет; за это время наш язык заметно изменился. Давайте продумаем эту фразу.

Назовите однокоренные слова к наречию случайно. (Случайный, случайность, случай, случиться.) Случились вместе как надо понимать? (Случайно оказались вместе.) Где случились вместе два астронома? (В пиру.) Прочитайте эту строчку, желательно вслух.

Случились вместе два Астроно́ма в пиру…

Разве это стих? Фраза звучит как прозаическая. Вот как надо читать эту строчку:

Случились вместе два Астро́нома в пиру…

Ломоносов в своих стихах иногда переносил ударения в словах, чтобы строчка звучала как стих. Прочтите следующую строчку.

И спорили весьма между собой в жару.

Устаревшее наречие весьма ещё иногда встречается в нашей речи. Например, в словосочетании "весьма странный".

Что значит "весьма странный"? (Очень странный.)

Какое слово пришло на смену наречию весьма? (Наречие «очень».)

Ещё раз прочтём эту строчку:

И спорили весьма между собой в жару.

Как спорили?.. Мы говорим: «разгорелся спор», «спорить жарко», и вот встретили выражение спорили в жару. Как спорили? (В жару, жарко спорили.)

В стихотворениях Ломоносова нередко встречаются местоимения сей, сия, сие. Они не требуют объяснения, хотя мы в своей речи теперь уже не употребляем их.

Но мы знаем эти местоимения только в именительном падеже. Например, выражение о сем нам уже не понятно. Выясним его смысл на словосочетаниях сей юноша, сие понятие.

Кто? - сей юноша. О ком? - о сем юноше.

Что? - сие понятие. О чём? - о сем понятии.

Формы косвенных падежей местоимений сей, сия, сие вышли из употребления уже в глубокой древности, ещё до XVIII века.

В стихотворении мы встретим глагол слыл. Слова слух, слушать, слышать, слыть являются родственными по происхождению. Слыть — значит быть широко известным, быть всеми слышанным.

А теперь прочитайте стихотворение М. В. Ломоносова, которому уже более 260 лет.

Случились вместе два Астро́нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом жаркого?»
1761 г.

Всё ли было понятно?.. Давайте перечитаем вопрос хозяина к повару.

Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Хозяин спрашивает: как ты рассуждаешь… что? - смотрим текст. (Сомненье.)

Хозяин спрашивает: как ты рассуждаешь сомненье… о чём? - смотрим текст. (О сем.)

О чём “о сем”? - смотрим предыдущее предложение. (О течении звёзд.)

Итак, хозяин спрашивает повара: “Ты звёзд теченье знаешь? Как ты рассуждаешь сомненье о сем течении звёзд?”

Теперь обратим внимание на выражение звёзд теченье. Скажите, звёзды текут?.. Звёзды по небу не текут, а что делают? (Движутся.) Вместо течение звёзд как мы скажем? (Движение звёзд.)

Давайте заменим в стихотворении теченье словом движенье и посмотрим, не нарушится ли ритм стиха. Послушайте:

*Хозяин спрашивал: «Ты звёзд движенье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Ритмичность стиха сохранилась. Почему же Ломоносов употребляет слово теченье, а не движенье?

В глубокой древности глагол течь употреблялся не только тогда, когда речь шла о движении жидкости, но вообще о всяком движении: ходьбе, беге, полёте, езде и так далее. Хозяин пира употребляет слова теченье, рассуждаешь в их устаревшем значении: "теченье звёзд" вместо "движенье звёзд", "рассуждаешь сомненье" вместо "разрешаешь сомненье". Употребляет он и устаревшее местоимение сем.

Скажите, как это характеризует хозяина? На передовых ли рубежах своего времени он находится?..

Давайте внимательнее прислушаемся и к ответу повара, прочитаем последние две строчки.

Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом жаркого?

Повар говорит: кто видел простака… Кого видел? (Простака.)

От какого прилагательного это слово? (От прилагательного «простой».)

По смыслу слово простак ближе к прилагательному простоватый. Что значит "простоватый"? (Не очень умный, недалёкий.)

Простаки встречаются везде, и среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг кругом жаркого, не видел никто.

Обратимся к последней строчке.

Который бы вертел очаг кругом жаркого.

Очаг — что такое? (Место, где разводят и поддерживают огонь.) А что в данном случае означает существительное жаркóе: само кушанье или сковороду с этим кушаньем? (Сковороду, на которой жаркое.) Скажите, каким образом повар разрешает спор астрономов?.. Посредством сравнения: он уподобил Солнце очагу, а Землю сковороде.

Как думаете, довод повара мог переубедить Птолемея?.. Не мог, потому что сравнение не является доказательством. Учёный-астроном Клáвдий Птолемéй создал целостную картину мира и подкрепил её, приложив к описанию математические таблицы, с помощью которых на протяжении полутора тысячи лет мореплаватели определяли по положению небесных светил местонахождение своих кораблей в открытом море.

А мог ли повар таким ответом «рассудить сомненье» хозяина?.. Хозяина мог убедить усмешкою своей повар, так как хозяин представлен в стихотворении человеком простоватым; его простоватость проглядывает в том, что научного спора он не понимает и в речи употребляет устаревшие слова и выражения.

А что вы скажете о самом поваре?.. Смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Он легко и быстро «рассудил» жаркий спор учёных. Вот слова, в которых особенно ярко проявляется юмор повара:

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

А что можно сказать об авторе стихотворения? Давайте выясним его позицию в споре двух астрономов, учения которых представляют две эпохи в науке астрономии, определили два мировоззрения в истории человечества. Скажите, за кем оставляет автор последнее слово в споре? Кому он «поручает» поставить точку в споре? (Повару.) А повар на чьей стороне?..

6A8E1442-4B3A-409C-98EA-7338E159995A.jpeg

Михаил Васильевич Ломоносов был не пассивным сторонником учения Николая Коперника. В своих научных трудах по астрономии он продолжал развивать систему мироздания, построенную Коперником. Попутно замечу, что и в других науках, которыми занимался Ломоносов, он делал открытия мирового значения. В каждой отрасли знаний, к которой он прикасался своим пытливым умом, становился первооткрывателем.

А что можете сказать о Ломоносове как о поэте? Интересное стихотворение он сочинил? Понравилось оно вам? Увлекает ли его содержание?.. Можно в воображении представить рассказанный поэтом эпизод?.. Можно ли по содержанию стихотворения разыграть небольшую комическую сценку?..

Ломоносов был первооткрывателем не только в науках, он был первопроходцем и в русской поэзии. Михаил Васильевич стал первым русским поэтом, который писал стихи так, как пишут их до сих пор: строя их на правильном чередовании ударных и неударных слогов.

Вот, к примеру, какие стихи писал современник Ломоносова выдающийся поэт Антиóх Кантеми́р. Как и большинство стихотворений Ломоносова, стихотворение Кантемира несёт в себе идею просвещения, рассказывает о том, какое нищенское существование влачит в стране наука и высмеивает людей, не понимающих значение науки в жизни общества.

Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы,
Как, страдавши на море, корабельной службы.
Все кричат: «Никакой плод не видим с науки,
Учёных хоть голова полна — пусты руки».
_____________
Кантемир А. Д. На хулящих учение. Сатира I.

Первопроходцам всегда намного тяжелее, чем тем, кто идёт по проторённой дороге. Поэтому-то Ломоносов в своих стихах иногда и позволял себе перенести ударение в слове. Вспомним: два астро́нома вместо два астроно́ма.

Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и развлечь читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание о строении Вселенной. «В безделицах я стихотворца не вижу…» — писал М. В. Ломоносов. Он был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и процветанию Отчизны.

____________

Информация для учителя.
Цель урока - вызвать у детей интерес к произведению XVIII столетия и помочь им настолько глубоко проникнуть в текст, чтобы за шуточной формой разглядеть не шуточное содержание, осознать большую общественную значимость стихотворения.
На классной доске запись:

Птолемей
Коперник
слыть
весьма
в жару
сей, сия, сие; о сем

Скачать статью.