И. С. НИКИТИН
Утро.
Скажите, какой век сейчас идёт? (Двадцать первый.) Давайте перенесёмся лет на 150 - 200 назад. В какой век попадём? (B девятнадцатый.)
XIX век был особым, значительным в истории нашей страны. Что можно сказать о том времени?
Тяжёлый физический труд оставался необходимым условием существования человеческого общества. Тем не менее характерной особенностью в жизни России XIX века было стремление людей послужить своему Отечеству. Понятие Родины было священным, а гражданский долг перед отчизной ставился выше личных интересов. Главным мерилом ценности жизни для многих людей была величина той лепты, которую человек вносил в жизнь страны. Многие люди посвятили свою жизнь беззаветному служению общественным интересам. Не случайно русские люди XIX века оставили нам много замечательных творений в музыке, живописи, литературе, научных открытий, технических изобретений.
К плеяде замечательных российских патриотов принадлежал и поэт Иван Саввич Никитин. Одно из его стихотворений мы сегодня прочитаем.
Большинство стихотворений Никитина посвящено горькой жизни бедняков. Почему? Близость к трудовому народу, глубокое сопереживание его тяжкой доле, хорошее знание не только страданий и нужд народа, но и силу его духа, которую не сломили невзгоды, определили содержание произведений Никитина.
У поэта много стихотворений также о природе, одно из них мы сегодня прочитаем. Оно представляет собой яркую картину раннего летнего утра. Мы увидим, что даже в этой небольшой пейзажной зарисовке Никитин не обходит стороной жизнь простых тружеников, у которых трудовой день начинается до восхода солнца, которым привычно встречать восход светила уже за работой.
А скажите, кто-нибудь из вас наблюдал восход солнца летом?.. Давайте нарисуем словами картину раннего летнего утра, предвещающего погожий ясный тёплый день.
Солнца ещё нет, но уже светает. Это появившаяся у самого горизонта полоска зари гонит с земли ночную тьму. Кстати, в какой части неба появляется заря: на юге, на севере?.. (На востоке.) А какого цвета эта ранняя зорька? (Красного.)
Больших облаков на небе нет, только лёгкие облачка. Они обещают хорошую погоду днём. Заря медленно расползается по небу и окрашивает эти облачка… в какой цвет? (В красный.)
Обильная роса, выпавшая за ночь, является признаком… какой погоды? (Солнечной, тёплой, может быть, даже жаркой.) Низко над землёй стелется туман, в низинах он гуще. Туман какого цвета? (Белый.) Туман, как и роса, обещает… какой день? (Тёплый или даже жаркий.)
Потянул ветерок, он прохладный и освежающий, потому что влажный: его не спутаешь ни с каким другим ветром, он особенный. Такой ветерок также обещает хорошую погоду.
Заря между тем разливается по небу всё дальше и дальше. Её цвет из красного постепенно переходит… в какой? (В золотистый.) Представьте себе отражение такого неба в воде, например, в зеркале пруда или в тихой речке. Не правда ли, очень красиво?..
Тьма исчезает полностью, становится совсем светло, - рассвело. И вот появляется долгожданное… что? (Солнышко.) Сначала оно какое? (Красное и неяркое.) Солнышко быстро поднимается вверх, становится ослепительно ярким, тёплым и пробуждает от ночного сна всё живое в природе.
Может ли такое утро кого-то оставить равнодушным, кому-то не понравиться?.. Такое утро зарядит жизнерадостным настроением каждого, кто его наблюдает!
Такое утро наблюдает Никитин. Оно вызывает в нём восторг.
Но Никитин - поэт, он не может не поделиться своей радостью с другими. Страстное желание разделить своё восхищение с соотечественниками поэт Никитин воплощает в стихотворении «Утро». Точно и тонко вырисовывает он стихами картину утра и передаёт радостное настроение своему читателю.
Как же писатель умудряется словами создать зримую картину утра и зарядить своим настроением читателя? Здесь ему помогает отчасти одно удивительное свойство языка. Выявим это свойство на примере глагола встать.
Самый обычный, часто употребляемый нами в речи и в общем-то ничем особенно не примечательный глагол. Но давайте хорошенько подумаем и выясним, что означает этот глагол и в каких случаях он употребляется. Начнём с частных примеров.
Игрушку ванька-встанька знаете?.. Слово встанька от какого глагола? (Встать.) Если ваньку-встаньку наклонить, а потом отпустить, он встаёт, то есть принимает какое положение? (Стоячее, вертикальное.)
Другой пример, Человек лежал или сидел - и вот он встал. Какое положение принял? (Стоячее, вертикальное.)
Если столб опустить нижним концом в специально приготовленную для него яму, он встанет, то есть какое положение примет? (Вертикальное.)
Итак, что означает глагол встать? (Принять вертикальное положение.) А теперь скажите, мяч может встать? Можно ли о мяче сказать, что он принял «вертикальное положение»? (Нельзя.) Почему нельзя? (Мяч не может изменить своего положения, потому что он имеет форму шара.)
Солнце тоже имеет форму шара. Солнце может встать? Может принять вертикальное положение? (Не может.) Но ведь мы говорим «солнце встаёт», «солнце встало». Почему же мы так говорим? Давайте подумаем.
Я назову несколько пословиц с глаголом встать, которые подскажут ответ.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Встать пораньше да пройти подальше.
Рано встала, да мало напряла.
Какое значение имеет глагол встать в этих пословицах? (Проснуться, отойти от сна, начать бодрствовать.)
Итак, мы выявили два значения у глагола встать. Первое - «принять вертикальное положение» - объяснений не требует. Но скажите, почему этот глагол принимает на себя ещё и значение «проснуться, начать бодрствовать»? (Потому что человек, проснувшись, обычно «встаёт», то есть принимает вертикальное положение.)
Как вы думаете, какое из этих значений глагола встать является основным, главным? (Принять вертикальное положение.)
«Принять вертикальное положение» является прямым значением глагола «встать». Другое его значение - «проснуться, начать бодрствовать» - является перенóсным.
* * *
Какое же значение из этих двух имеет глагол в сочетании с существительным солнце? Здесь он употребляется в значении «отойти от сна, начать бодрствовать».
Конечно, в действительности солнце и не спит, и не бодрствует. Просто русские люди в своей родной речи действие, свойственное им самим, перенесли на солнце. Подобно человеку, солнце ночью спит, отдыхает, а утром встаёт, то есть просыпается, чтобы снова светить и греть всему сущему на земле. Вот какой смысл заложен в выражениях «солнце встаёт», «солнце встало».
Слово, с помощью которого действие одного лица или предмета приписывается другому лицу или предмету, называется метáфорой.
В выражении солнце встаёт глагол встаёт является чем? (Метафорой.)
В выражении солнце встало глагол встало является чем? (Метафорой.)
Метáфора - слово из греческого языка, в переводе на русский язык означает «перенос». В выражениях «солнце встаёт», «солнце встало» действие, свойственное человеку, перенесено на солнце, глаголы встаёт, встало употреблены в метафорическом значении.
* * *
Мы в своей речи очень часто употребляем слова в метафорическом смысле, обычно даже и не подозревая об этом. Например, привычной для нас фразой является «птицы поют». Действие, свойственное человеку - петь - переносится на птиц, которые, конечно, вовсе не поют в прямом смысле этого слова, как не поют кузнечики, сверчки, лягушки, козы.
Тот, кто обладает обострённым чувством родного языка, видит и находит метафоры в таких часто употребляемых выражениях, над прямым содержанием которых другие не задумываются. Поэты и писатели относятся к тому типу людей, которые обладают обострённым чувством языка. Они и своим читателям иногда помогают увидеть метафору там, где мы её и не заметили бы.
Например, в стихотворении «Утро» поэт Никитин к выражению солнце встаёт добавляет: За морями ночлег свой покинуло. Солнце у Никитина встаёт «с ночлега», то есть со своего ночного ложа; ночью оно отдыхало, спало, и вот теперь встаёт, «отходит ото сна», чтобы целый день снова светить и греть. И птицы в том же стихотворении Никитина не просто поют, но поют песни, - совсем как люди!
В качестве метафоры могут выступать не только глаголы, но и другие части речи: существительные, прилагательные, наречия, а также словосочетания. Употребление слов в метафорическом значении открывает неограниченные возможности для выражения тончайших оттенков мысли в яркой, выразительной и óбразной (зримой) форме.
Поэты умело пользуются этим свойством языка. При этом они употребляют не только готовые метафорические выражения вроде «солнце встаёт» и «птицы поют». Нередко они сами употребляют слова в непривычном для нас значении.
Можем ли мы о каком-нибудь растении сказать, что оно дремлет, или назвать его чутким? А вот у Никитина в стихотворении «Утро» дремлет чуткий камыш. Прочитав это предложение, мы видим и «чуткий» камыш, который «дремлет», и даже то погожее утро, о котором стихотворение: в дождливую или ветреную погоду камыш «дремать» не может и не может быть «чутким». Вот так одной короткой фразой поэт создаёт целую картину, употребляя привычные слова в метафорическом смысле.
Скажите, кто, кроме человека, может улыбаться? (Никто.) А вот у Никитина лес улыбается: И стоит себе лес, улыбается.
Обратите внимание и на выражение «стоит себе». Словосочетания глагола с усилительной частицей «себе» употребляются при рассказе о человеке или других живых существах. Каждый из нас слышал выражения вроде: стоит себе, как вкопанный; идёт себе, ничего не замечая. Словосочетания типа стоит себе, идёт себе выражают свойства, характерные для живых существ. В стихотворении «Утро» свойство живых существ приписывается лесу. В этом стихотворении выражение стоит себе является чем? (Метафорой.)
Лес стоит себе и улыбается. Совсем как человек! И оттого, что лес улыбается, каждый из нас при чтении стихотворения тоже невольно улыбнётся. Так действие, перенесённое словом с человека на лес, возвращается обратно к человеку: мы, читатели, улыбаемся.
В стихотворении Никитина многие глаголы, прилагательные, существительные употреблены как метафоры: лес улыбается, свет разливается, облака в огне, у лознякá (кустарника, растущего у воды) не ветви, а кудри.
Ветерок воду мóрщит. - Глагол мóрщить от какого существительного? (Морщина.) Ветерок делает воду какой? (Морщинистой.) А могут ли у воды быть морщины?
Звёзды меркнут. - Что значит меркнуть? (Постепенно утрачивать яркость, блеск.) Подумайте, неужели в самом деле звёзды теряют свою яркость от того, что у нас наступило утро? Конечно, нет. Просто на фоне посветлевшего неба они кажутся нам менее яркими. Метафора или не метафора глагол меркнут в этой фразе? (Метафора.)
Ветерок воду рябит. - Вам знакомы слова рябь, рябить? Рябью называют очень маленькие, мелкие волны на водной поверхности. Рябить - вызывать такие волны. В предложении «ветерок воду рябит» глагол рябит метафора или не метафора?.. Здесь нет переноса действия с одного предмета на другой. Не кто-нибудь, но действительно ветерок вызывает рябь на водной поверхности. Глагол рябит не метафора.
* * *
Подытожим то, что узнали.
Каждое слово имеет прямое значение, то есть основное, главное. Но многие слова помимо своего прямого значения имеют и перенóсные значения. Вспомним прямое и переносное значения глагола встать: «принять вертикальное положение» и «проснуться».
Слова могут употребляться как метафора, то есть переносить действия, признаки, свойства с одного лица или предмета на другое лицо или предмет. Лес улыбается, облака в огне, ветерок воду морщит, дремлет чуткий камыш. Возможность употребления слов в метафорическом значении является замечательным свойством языка. Метафоры позволяют выразить тончайшие оттенки мысли в яркой и образной форме.
Однако, встретив в художественном произведении слово, употреблённое в переносном или метафорическом значении, мы должны не упускать из виду и его прямое значение, - только при этом условии оно засверкает всем своим разноцветьем, а мы поймём, насколько удачно (а может быть, и неудачно) оно выбрано автором.
А теперь прочтите стихотворение Ивана Саввича Никитина «Утро».
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка,
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
1855 г.
Вот вы прочитали стихотворение. Интересно было читать?.. Вроде бы как наблюдали само утро, - не правда ли?.. Чувствовалось ли радостное настроение автора?..
Перечитайте стихотворение. Если при этом будете внимательны, обнаружите в нём ещё много метафор помимо тех, о которых мы говорили.
Обратите также внимание на графическое оформление стихотворения. Заметьте: чётные и нечётные строчки расположены по-разному. Почему? Они читаются с различной интонацией. В середине нечётных строчек видим какой-нибудь знак препинания; он делит стих на две части. Эти стихи произносятся с паузой в середине. Чётные же стихи произносятся на одном дыхании. Вот к примеру первые две строчки:
Звёзды меркнут и гаснут. // В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
Перечитывая стихотворение, обратите внимание на его рифмы, они чёткие, ясные, звонкие: облака - лозняка, расстилается - разливается... При чтении недопустимо «съедать» окончания стихов (это ведь рифмы!), необходимо чётко проговаривать их.
Заметьте также, что у нечётных стихов последний слог всегда ударный, а у чётных последние два слога безударные, ударным является третий от конца; если гласную этого слога произносить чуть-чуть нараспев, стихотворение приобретает мелодичность, приближается к песне.
Теперь можно подумать о содержании стихотворения, чтобы глубже его понять.
В стихотворении идёт последовательный рассказ о наступлении утра: гаснут звёзды, разгорается заря, всходит солнце, наступает трудовой день. И вдруг совсем неожиданно: Не боли ты, душа! отдохни от забот! Почему же не возникает ощущения, что эти слова выпадают из общего содержания, что они лишние?.. Давайте подумаем, почему они здесь вполне уместны.
Внимательно прочитайте последние две строфы, но без строчек о пахаре.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Скажите, если убрать рассказ о пахаре, будет ли увязываться с общим содержанием стихотворения восклицание: Не боли ты, душа! отдохни от забот!..
Теперь подумаем, кому адресовано пожелание «Не боли… отдохни…» Оно относится к тем людям, которые не знают отдыха от тяжких повседневных забот, вызванных острой нуждой. Находим ли мы таких людей в стихотворении? Рыбаков, у которых трудовой день начался чуть свет, касается это пожелание? Пахаря, который в такую рань едет пахать?.. Пожелание потому и не выпадает из стихотворения, что следует сразу после рассказа о пахаре.
Вы уже знаете, что содержание многих стихотворений Никитина составляют рассказы о горькой жизни бедняков и гордость за свой народ, силу духа которого не сломили никакие невзгоды. Узнали ли мы что-нибудь из стихотворения «Утро» о жизни простого народа? (Трудовой день у сельских тружеников начинается до восхода солнца.)
Какими словами о пахаре поэт говорит, что сила народа не сломлена? (По плечу молодцу всё тяжёлое.) Какими словами о пахаре поэт говорит, что дух народный крепок? (Едет - песню поёт.)
Так поэт даже в небольшом стихотворении о прекрасном утре не обошёл стороной людей труда и выразил своё восхищение их духовной и физической выносливостью.
___________________
Информация для учителя.
Интегрированный принцип преподавания реализует свойственные только ему возможности в решении определённых методических и педагогических задач лишь при условии, что урок не является «собранием» разрозненных сведений из разных областей знаний. Только тогда допустимо называть урок интегрированным, когда все его компоненты между собой связаны, разъясняют и дополняют друг друга.
На уроке дети получают начальное понятие о метафоре, эта тема является главной; а стихотворение И. С. Никитина «Утро» иллюстрирует изобразительно-выразительные возможности метафоры в искусстве словесного творчества.