Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

А. С. ПУШКИН
Пророк.

Сегодня мы разберём стихотворение, каждая фраза которого может вызвать яркий зрительный образ, если только при чтении заставить работать своё воображение. Представьте себе, будто находитесь на уроке рисования и у вас задание: зарисовывать то, о чём прочитываете.

Вот начало стихотворения:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

Каким будет пейзаж на вашем рисунке?.. До самого горизонта — безжизненное песчаное пространство, и лишь одно живое существо. Кто? (Путник.)

Каким мы изобразим его: бодрым, энергичным, жизнерадостным?.. Подберите синонимы к глаголу влачиться. (Брести, плестись, тащиться, еле передвигаться.) Путника изобразим изнурённым долгой тяжёлой дорогой, измученным пустынным зноем.

В пустыне мрачной я влачился… Какими красками мы должны писать картину, чтобы передать настроение этого стиха: яркими, светлыми или блеклыми, тёмными? (Серый песок, серое небо, путник в тёмном одеянии и весь в песке.) О чём (или о ком) нарисованная нами картина? (Об утомлённом страннике в бескрайней пустыне.)

На живописных полотнах изображения неподвижны, это запечатлённые мгновения. Мы же в своём воображении можем увидеть путника идущим, передвигающимся. При чтении стихотворения (и при желании, конечно) можно мысленно создать целый кинофильм.

Приступим к чтению стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», подключив своё воображение. Прочтём первое предложение, это первые четыре строчки.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Кто явился путнику?..

Серафимы — это ангелы с шестью крыльями. В христианском мировоззрении ангелы представлены как духовные (то есть бестелесные) святые существа, посредники между Богом и человечеством. При встрече с человеком ангел может принимать плоть (то есть тело) и становиться видимым.

Итак, путнику в пустыне является серафим, посланец Бога.

А теперь вы должны получить некоторые сведения из русского православия, без знания которых нельзя понять стихотворение Пушкина «Пророк».

Более тысячи лет тому назад для православных славян были переведены с греческого языка богослужебные книги. Язык, на котором написаны эти церковные книги, мы теперь называем старославянским. До настоящего времени книги для русской православной церкви издают на том древнем языке, лишь незначительно изменённом. Старославянский язык оказал большое влияние на развитие русского языка, он значительно обогатил его. Например, помимо исконно русских слов: город, голос, волочиться - мы употребляем и старославянские: град, глас, влачиться.

Пушкин в стихотворении «Пророк», тема которого соприкасается с библейской тематикой, широко использует слова и грамматические формы старославянского языка, иногда в несколько изменённом виде. Познакомимся с некоторыми из них.

Начнём с заглавия.

Слово прорóк из старославянского языка, но остаётся живым в русском языке до настоящего времени. Какие однокоренные слова можно подобрать к существительному пророк?

Пророчить — предрекать, предсказывать что-либо, говорить о том, что произойдёт в будущем.
Пророчество — предсказание будущего.
Пророческий — содержащий пророчество, предугадавший будущее (например, «пророческий сон», «пророческие слова»).

Пророк — согласно библейским рассказам о пророках — человек, имеющий связь с Богом и служащий посредником между Богом и человечеством, предсказатель воли божьей.

Но библейские пророки не только предвидели будущее и вещали о нём, они ещё и обличали зло, неправду, несправедливость.

Тот, кто проявит любознательность и заглянет в этимологический словарь, узнает, что существительные пророк и речь являются родственными по происхождению. И это не удивительно: ведь орудием пророка является его слово, речь.

Перст — «палец». Какие однокоренные слова из современного русского языка можно подобрать к существительному перст? (Перстень, напёрсток.)

Зени́ца — «зрачок глаза». Вспомните выражение: беречь как зеницу ока.

Слово уста что значит? («Губы, рот».) Мы и теперь ещё говорим: произведения устного народного творчества передавались… как? (Из уст в уста.)

Можете объяснить значение теперь уже устаревшего слова глагóлить? (Говорить.) Существительное глагол в старославянском языке имело значение «слово», «речь».

Прилагательное гóрний происходит от существительного гора и означает «происходящий в вышине». В стихотворении встретим выражение: горний ангелов полёт. Как вы представляете себе эту картину? (На большой высоте летают ангелы.)

Современное слово отверстие и старославянские отвéрстый и отвéрзлись имеют общий исторический корень. Отверзлись — значит «открылись».

Встретим выражение: отверзлись вещие зеницы. Как бы мы теперь сказали? (Открылись вещие глаза.)

А почему «вещие»? — Это глаза человека, приобретшего дар предвидеть будущее и вещать о нём людям.

Слова внятный, внятно мы хорошо знаем. «Внятный голос» — это какой? (Хорошо слышимый.) «Внятно читать» — как читать? (Чтобы было хорошо слышно.) Прилагательное внятный и наречие внятно восходят к старославянским глаголам вняти, внимати.
Внимати — то есть внимать, что значит «слушать».
Вняти — то есть внять, «услышать».
А внял — что значит? («Услышал».)

Итак, путнику в пустыне явился серафим. Читаем вторую строфу стихотворения.

Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Как думаете, какое сообщение является более важным в этом предложении: о том, что серафим коснулся глаз путника, или о том, что глаза путника отвéрзлись, открылись? (Второе сообщение более важно.)

Какими представляются вам глаза путника? - Широко открытыми, испуганными, встревоженными; путник зорко и с тревогой всматривается в окружающую обстановку, будто бы он её не узнаёт.

Почему вы так решили? - Потому что такими должны быть глаза у орлицы, которую неожиданно что-то напугало.

Заметьте, как Пушкин говорит о пальцах серафима: перстами лёгкими как сон. Это сравнение — как сон — напоминает нам, что перед путником духовное существо, а не человек.

Продолжим чтение стихотворения.

Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:

В конце фразы стоит двоеточие, потому что далее последует перечисление тех явлений, шум и звон которых наполнил уши путника. Вспомните: что означает слово внял? (Услышал.)

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

И внял я (что?) неба содроганье... Нам непонятно, как может содрогаться небо. Но путник, от лица которого ведётся повествование, был человеком той давней эпохи, когда люди думали, что небо представляет собою твёрдый купол и может сотрясаться подобно тому, как при землетрясении сотрясается земля.

И горний ангелов полёт... Вспомните тот зрительный образ, который мы нарисовали в своём воображении к этой фразе.

И гад морских подводный ход... Гадами называли земноводных и пресмыкающихся животных. В данном случае гады — это диковинные морские животные.

И дольней лозы прозябанье. Старославянский глагол прозябáти означает «прорастать». А что значит прозябанье? (Прорастание.) Лозá — это длинный тонкий побег кустарника. Как понимаете выражение лозы прозябанье? (Прорастание лозы.)

Дóльний происходит от слова дол (иначе — долина). Путник внял (услышал) прозябанье лозы, которая находится где-то далеко в долине.

Заметьте: серафим передал страннику божественный дар внимати (слышать) содроганье неба, полёт ангелов, плывущих морских гадов и даже прорастание лозы. Странник приобрёл божественный дар слышать голоса окружающего мира там, где простым людям он кажется немым и беззвучным. Читаем дальше.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И вырвал грешный мой язык… А чем был грешен язык? (Он был празднословным и лукавым.) От каких слов образовано прилагательное празднословный? («Праздный» и «слово».)

Старославянское прилагательное прáзден имеет значение «пустой», «незаполненный», «незанятый». Попутно заметим, что русское прилагательное порожний и старославянское празден являются исторически родственными словами. Сравните: город - град, порожний - празден.

Жало мудрыя змеи... — вместо «мудрой». Можете объяснить форму мудрыя? (Прилагательное употреблено со старославянским окончанием.)

В уста замершие мои… От какого глагола образовано причастие замершие? (От глагола «замереть».)

Вложил десницею кровавой.

Десни́ца — «правая рука». А почему она окровавлена? (Ею был вырван «грешный язык».)

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.

Мы теперь сказали бы рассёк; по-старославянски же — рассéк.

И угль, пылающий огнём... Старославянское слово угль узнали? Угль - угля - углю - угли...

Во грудь отверстую... Прилагательное отвéрстый помните?.. «Зеницы отверзлись», «во грудь отверстую».

Отверстую чем? (Мечом.)

Смотрим следующую строчку:

Как труп в пустыне я лежал…

Вот такой дорогой ценой невыносимых страданий и мук пришлось заплатить божьему избраннику за приобретённые божественные дары: быть всевидящим и всеслышащим, иметь негасимый «пламень» в груди и язык, не знающий празднословия и лукавства.

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Заметим: к отшельнику пустыни обращается непосредственно уже сам Бог и называет его при этом пророком. Мы знаем, сколько мучений пришлось мужественно вытерпеть этому человеку, чтобы теперь служить людям в качестве пророка. Новому пророку Бог повелевает: исполнись волею Моей.

Как вы понимаете это божественное распоряжение? (Бог велит наполниться, проникнуться Его Божьей волей.) Смотрим строчку выше:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

Все ли слова понятны вам в этой фразе?

Глагол внéмли узнали?.. Вспомните: И внял я неба содроганье… Что значит «внял»? (Услышал.) Внемли? (Слушай.)

Давайте выясним значение глагола виждь.

Образуйте повелительное наклонение от глагола слушать. (Слушай.) От глагола смотреть? (Смотри.) От глагола видеть? (У этого глагола нет формы повелительного наклонения.)

В старославянском же языке у глагола ви́дети (видеть) повелительное наклонение было!

*      *      *

Мы прочитали стихотворение, которое оказалось непростым даже для того, чтобы понять его текст, и потребовало от нас некоторых специальных знаний, главным образом, в области старославянской лексики. Стихотворение не менее сложно и для понимания его поэтического и идейного содержания. Вернёмся к началу произведения, перечитаем первые четыре строчки.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Серафим явился будущему пророку на перепутье. Что мы называем перепутьем? (Место, где скрещиваются и расходятся дороги.)

Но скажите, разве есть в пустыне дороги? Только пески, которые ветер перегоняет с места на место. Может ли быть в пустыне перепутье?.. Так на каком же «перепутье» явился пустынному отшельнику серафим? Подсказку найдём в первой строчке стихотворения. Прочтём её.

Духовной жаждою томим…

А теперь скажите: от недостатка ли воды томился путник жаждою? (Он был томим духовной жаждою.)

Как видите, Бог избрал в посредники между собою и людьми человека, который был томим духовной жаждою. Но что это такое — «духовная жажда»? И всем ли людям она ведома? Каждому ли дано испытать её?

Духовной жаждою томим может быть, например, тот, кто видит изъяны в устройстве человеческого общества, глубоко переживает их и ищет пути — вот оно «перепутье»! — пути улучшения жизни людей. А «мрачная пустыня» — это «пустыня бытия», бесплодная, никчёмная жизнь. Вот в какой «пустыне» влачил человек своё существование. Вот на каком «перепутье» явился ему серафим.

Слова духовный, духовность знакомы каждому. Но далеко не каждый из нас осознаёт их глубинный смысл, не для каждого они являются предметом постоянных нравственных размышлений. Не правда ли, что они наводят на мысль о том, что человек состоит из двух начал — телесного и духовного? Такая догадка возникает, когда мы наблюдаем за своим внутренним миром.

Вот ты мучаешься от угрызений совести, навязчиво вспоминаются неприглядные поступки, и оцениваются они словно бы не тобою, а кем-то со стороны. Это беспокойное самоощущение взывает к нравственному самосовершенствованию. Это и есть духовная составляющая человека. Животным она не свойственна.

Лишь у человека возможна потребность к самосовершенствованию. Но чтобы развиваться духовно, он должен видеть недостаточность и ущербность своего морально-нравственного облика, испытывать «духовную жажду». При этом перед ним стоит задача: из множества путей духовного обновления — иначе говоря, находясь «на перепутье» духовного обновления — выбрать единственно верный путь. Вот на таком «перепутье» явился будущему пророку серафим, посланный Богом.

Итак, мы видим, что в одном тексте заключены два художественных изображения. Одно создаётся толкованием слов и фраз в их прямом, не переносном значении. Его может нарисовать художник, при чтении оно возникает в нашем воображении как зрительный образ. В основе другого изображения лежит употребление слов и фраз в их переносном значении, иносказательно. Это изображение нельзя увидеть, нельзя передать красками на холсте, нельзя заснять на киноленту. И эти два художественных изображения не приходят в противоречие между собою; наоборот, накладываясь друг на друга, они приобретают ту изобразительную и идейно-содержательную мощь, которая не поддаётся объяснению, которую можно уловить и прочувствовать лишь читая и перечитывая само произведение.

Как видите, надо быть очень внимательным при чтении пушкинского «Пророка», чтобы правильно воспринять его содержание. Но и это ещё не всё. Чтобы глубоко и до конца понять стихотворение, необходимо знание некоторых фактов, относящихся к истории его создания.

Летом 1826 года были казнены пять членов декабристского движения, остальные приговорены к пожизненному заключению. Среди них были друзья и знакомые Пушкина.

Эта жестокая царская расправа переживалась Пушкиным тяжело. Поэт в то время находился в ссылке в селе Михайловском, и участь его самого была неопределённой. Тогда-то Александр Сергеевич и задумал стихотворение, в котором можно было бы показать, что даже перед угрозой царской расправы за свои убеждения он занимает прежнюю общественно-политическую позицию, остаётся верен своим взглядам на великое предназначение поэзии в общественной жизни. Этот замысел он воплотил в стихотворении «Пророк».

Теперь вы сможете сами догадаться, кого следует видеть в образе пророка...

Для читателей, современников Пушкина, здесь не было большой загадки, так как в те годы во многих поэтических произведениях слово пророк нередко употреблялось как синоним слову поэт. Разумеется, не каждого поэта можно приравнять к пророку. Каким же, по мнению Пушкина, должен быть поэт, чтобы уподобиться библейскому пророку?

Исполнись волею моей — слышит пророк-поэт глас Бога. Всё существо поэта-пророка должно быть исполнено, то есть проникнуто, наполнено божественной волей. Как в данном случае понимать Божью волю? Бог является источником, идеалом и олицетворением добра, истины, справедливости, любви. Поэт должен по сути своей быть близок этим божественным идеалам, должен «исполниться волею Бога». При этом поэт не должен замыкаться в своём внутреннем мирке, не должен одиноко «влачиться в пустыне», но, обходя моря и земли, нести людям то божественное, чем исполнен сам.

Не празднословным должен быть язык поэта, но подобен жалу змеи, способным «жалить», разить порок, даже если этот порок на троне. В оде «Вольность» восемнадцатилетний Пушкин писал: Хочу… на тронах поразить порок.

Обратите внимание: язык празднословный и лукавый серафим заменил жалом мудрыя змеи. «Лукавый» и «мудрый» — понятия несовместимые для того, кто исполнен божественной волею. Мудр не тот, кто хитрит и лукавит. Мудр тот, кто видит сокрытое от других, слышит неслышимое другими. Есть глаза — виждь! Есть уши — внемли!

Орудием поэта является слово, глагол по-старославянски. Слово может быть всесильным. Избранник Божий, потрясённый происшедшими с ним преобразованиями, лежал как труп, но Бог властью слова (глаголом) разрушает мертвенное оцепенение и возвращает его к дальнейшей жизни уже пророком, способным глаголом же (то есть словом) «жечь сердца людей», направляя их к высшим духовным ценностям — добру, истине, справедливости. Я говорю о пророке, придерживаясь лексики стихотворения. Но не забывайте о том, кого Пушкин изображает в образе пророка.

И последнее — о назначении поэта в жизни общества. Оно определено в Божественном повелении: Глаголом жги сердца людей. Но Пушкин не раскрывает в стихотворении, какое конкретное содержание вкладывается в это образное выражение, предоставляя возможность читателю самому додумать недосказанное.

Как и любое гениальное произведение, стихотворение «Пророк» заключает в себе неисчерпаемое богатство содержания и совершенство его воплощения. Литературоведами о «Пророке» написано много исследований. Мы провели лишь предварительный анализ. Обдумывая характер выразительного чтения стихотворения, вы будете уже самостоятельно всё дальше и дальше проникать в глубины его поэтического совершенства и идейного содержания.

        Пророк.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
1826 г.

______________

Информация для учителя.

Если одну из задач преподавания литературы в школе видеть в воспитании читательской культуры учащихся, то главной целью изучения стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» должно стать постижение смысла текста. Текстовой разбор произведения, в котором заложено немало познавательного материала для школьника, уже сам по себе повышает читательскую культуру подростка.

На классной доске слова:

перст        отверстый, отверзлись
зеница      вняти, внимати
уста          прозябати
глагол      празден
горний     видети
десница
угль

Скачать статью.