К учителю
Что может противопоставить учитель-словесник тому засилью развлекательно-зрелищной продукции, следствием которого является падение интереса у детей к чтению произведений художественной литературы? Очевидно, отличительное свойство самой литературы, а именно её способность доставлять читателю радость особого рода, источником которой является умственная и духовная работа читателя над собой. Не беспочвенная в глазах ребёнка информация об изучаемом произведении и “его месте в историко-литературном процессе” должны составлять содержание учебного материала, но само произведение необходимо доводить до сознания учащихся, не выхолостив при этом его эстетической сущности. Своим опытом в поисках такого учебно-методического подхода к организации урока мы и хотим поделиться с учителями-коллегами.
Сборник составлен из статей, опубликованных нами в педагогических научно-методических журналах. Материал излагается в форме подробной записи уроков, что позволит учителю объективно оценить сильные и слабые стороны предлагаемой методики и без особого труда внести свои изменения в неё, а также делает рассказ о произведении интересным и доступным для самостоятельного выборочного чтения школьниками и всеми неравнодушными к поэзии.
В настоящем Сборнике разные методические разработки разных занятий объединяет одна педагогическая цель: вызвать у школьника стремление проникать в сущность художественного произведения не «понаслышке», а через осязаемые факты. Это возможно на стыке двух школьных дисциплин: русского языка и литературы. Конечную и главную цель литературного образования школьников мы видим в воспитании у подростков интереса к художественной литературе в её лучших образцах и глубокое понимание ими словесного искусства.
Некоторые методические разработки этого Сборника могут быть использованы в работе литературных кружков, при проведении литературных вечеров, на уроках внеклассного чтения, на факультативных занятиях, в классах с гуманитарным уклоном. К некоторым статьям прилагается информация для учителя.
Для проведения занятий по предлагаемой методике из учебного оборудования достаточно будет лишь классной доски и кусочка мела. Отсюда не следует, что необходимо отказаться от применения каких-либо других технических средств. Но на уроках словесности учащиеся должны иметь дело главным образом с текстом изучаемого произведения. И технические средства не должны замещать им этот текст.
Статьи автономны и предназначены для выборочного чтения. Книга будет полезна не только учителям, но также интересна школьникам, родителям и всем интересующимся русской поэзией.