РУССКИЙ ЯЗЫК НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
М. В. ЛОМОНОСОВ
Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.
(Отрывок из стихотворения.)
Сегодня мы прикоснёмся к произведению, которому скоро будет уже три столетия. Стихотворение создано в середине XVIII века по случаю шестой годовщины царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого. Написано оно в жанре оды. Мы прочитаем несколько строчек из оды гениального учёного и поэта Михаила Васильевича Ломоносова.
В русской поэзии XVIII века оды были широко распространены. И в творчестве Ломоносова ода была ведущим жанром. В чём же своеобразие стихотворения-оды? Оды создавались по случаю какого-либо выдающегося события, обычно общегосударственного значения. Их главной целью было прославить это событие и воздать хвалу важному высокопоставленному государственному лицу. Предназначались оды, как правило, для публичного чтения во время празднеств и являлись частью торжественного мероприятия.
А теперь давайте подумаем: допустимо ли, чтобы хвалебное произведение, предназначенное для чтения в торжественной обстановке, не звучало бы торжественно? Допустимо ли, чтобы оно было написано обыденным, повседневным языком? Выполнит ли такое стихотворение своё предназначение: восхвалить, возвысить, прославить?.. Конечно, нет! Здесь уместен только высокий стиль, который вызывает у слушателей и читателей чувства возвышенные, высокие.
А что делает речь возвышенной, высокой? Прежде всего, употребление старославянских слов, то есть слов из лексики русской православной церкви — таких, с которыми верующие обращаются к Богу.
Теперь пришло время дать определение жанра оды. Давайте сделаем это сами. Что необходимо отметить в этом определении?
1. Ода — это прозаическое или стихотворное произведение? (Стихотворное.)
2. При каких обстоятельствах создавались оды? (По случаю какого-либо исторического или торжественного события в стране.)
3. Для чего создавались оды? (Для восхваления, прославления какого-либо лица или события.)
4. Каким эпитетом можно охарактеризовать такие стихи? (Хвалебные.)
5. Каким языком писались оды: обыденным или возвышенным? (Возвышенным языком.)
Каким эпитетом это можно охарактеризовать такие стихотворения? (Торжественные.)
Сформулируем определение оды.
Ода - это (что?) стихотворение (какое?) хвалебное и торжественное (для чего создавалась?) для восхваления и прославления (кого? или чего?) какого-либо лица или события.
Итак, ода — это стихотворение хвалебного и торжественного характера для восхваления и прославления какого-либо лица или события.
Вспомним: по какому случаю написана ода Ломоносовым, - смотрим в заглавие произведения. (К празднованию шестой годовщины царствования Елизаветы Петровны.)
Кого прославляла ода? (Русскую императрицу Елизавету Петровну.)
Теперь у каждого из вас должен возникнуть вопрос: почему Ломоносов писал хвалебные стихи самодержице Елизавете? Не принижают ли они его как гениальную личность?
Ломоносов не был бы Ломоносовым, если бы в его одах заключалось только то, что характерно для этого жанра по определению: восхвалять и прославлять. Его оды по содержанию гораздо шире жанра оды вообще. Сочиняя оды, Ломоносов думал о будущем России. Конкретно и чётко вырисовывал он своё видение государственных задач, излагал своё понимание путей их решения. Прославляя императрицу и её «славные дела», он изображал её такой, какой хотел бы видеть государыню на российском престоле. При этом не упускал случая напомнить прославляемому монарху о её отце Петре Великом и призвать к продолжению его реформ. Оды Ломоносова — это прославляющие стихотворные послания с напутствием.
Мы прочитаем лишь несколько строчек из очень большого произведения, но обнаружим в них всё, что вы узнали об одах Ломоносова. Стихами этого отрывка поэт убеждает императрицу в необходимости развития наук для процветания России.
Прочтём первое предложение, первые пять строчек.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Смотрим последнюю строчку: ваши дни благословенны.
Благословенны — какая часть речи? (Причастие.) От какого глагола оно образовано? (Благословить.) А не скажете ли, из каких слов образован глагол благословить? (Из прилагательного «благое» и существительного «слово».) «Благое слово» — как вы это понимаете? (Хорошее, доброе слово.)
Благословить — значит сказать «благое слово». Родители жениха и невесты благословляли своих детей перед венчанием. Князя Дмитрия Донского благословил святой Сергий Радонежский на сражение с ханом Мамаем. Благословляли тех, кто приступал к новому делу, начинал новую жизнь. Глагол благословить, благословлять пришёл к нам из старославянского языка; он многозначен, и одно из его значений — «дать доброе напутствие для благополучного исполнения дела, к которому приступали». Благословения просили у Бога.
Ваши дни благословенны — вам будет сопутствовать удача, успех в достижении поставленной вами цели, вам будет Божья помощь.
А теперь прочитаем эту строчку целиком.
О, ваши дни благословенны!
Чувствуете, какую эмоциональную мощь приобрело высказывание, употреблённое с междометием?! Кому же Ломоносов адресует столь добрую весть? Давайте отыщем в предложении слово-обращение. (Словом-обращением в предложении является местоимение "вы".)
Но кто эти вы? Смотрим начало предложения:
О вы, которых ожидает
Отечество…
О вы, которых ожидает Отечество! Ваши дни благословенны!.. Кого же ожидает Отечество? Это мы узнаем, прочитав следующее предложение. Начинается оно глаголом дерзайте.
О вы, которых ожидает Отечество! Дерзайте!..
Не путайте глагол дерзать с глаголом дерзить. От глагола дерзить прилагательное дерзкий, а от глагола дерзать — прилагательное дерзновенный. Что значит дерзать, дерзновенный?.. Дерзать — «бесстрашно стремиться к высокопоставленной благородной цели»; дерзновенный — «вызывающе смелый, отважный». В нашей речи эти слова употребляются очень редко. Почему? Они высокого стиля: мы же предпочитаем слова нейтральные. Глагол дерзать и прилагательное дерзновенный пришли в наш язык из старославянского языка.
Давайте выясним значение ещё одного доброго слова - рачéние, которое, к сожалению, уходит из нашего языка.
Прилагательное рачи́тельный слышали? (Старательный, усердный, заботливый.) Оно происходит от существительного рачи́тель; так говорят о человеке, который очень заботится о чём-нибудь. А существительное рачитель происходит от древнего глагола рачи́ти, что означает «очень стараться, усердно стараться». От этого глагола — рачити — произошло и существительное рачение, что означает «большое старание, усердие в каком-либо деле».
В стихотворении мы прочтём: дерзайте раченьем вашим показать. Как понимаете эту фразу? (Стремитесь старанием своим показать.)
Теперь необходимо напомнить вам о всемирно известных учёных Платоне и Ньютоне. Платóн — древнегреческий философ; в его «Диалогах», то есть беседах с философами, и вы можете прочитать немало интересных строчек. Ньютóн — английский физик, астроном, математик; его имя вы ещё не раз услышите в школе на других уроках. Но в России в XVIII веке вместо "Ньютон" говорили Невтон.
Прочитаем от пятой строчки до конца строфы.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Какими словами характеризует Ломоносов Ньютона? (Быстрый разумом.) Кого ожидает Отечество? каких людей? (Быстрых разумом.)
Теперь подумайте, с чем согласуется в предложении прилагательное собственных? (С существительными "платонов" и "невтонов".) Собственных Платонов и Ньютонов может рождать российская земля; но чтобы сравняться с такими учёными, недостаточно лишь родиться с большими способностями, необходимо ещё и дерзать, рачити.
Выражение ныне ободрéнны необходимо прояснить. Слова благословенны, ободренны — какие части речи? (Причастия.) Причастие ободренны от какого глагола образовано? (Ободрить.) Мы сказали бы ободрённы; на старославянском же языке это слово звучит… как? (Ободрéнны.)
О вы, которых ожидает Отечество! Ваши дни благословенны, вы ныне ободренны.
Как думаете, кем благословенны и ободренны они?.. Кто ныне на российском престоле?.. Они благословенны и ободренны — или должны быть благословенны и ободренны! — императрицей Елизаветой Петровной.
Обратимся снова к первым четырём строчкам.
О вы, которых ожидает,
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих…
Теперь мы точно знаем, кого Отечество зовёт от стран чужих, кого оно ожидает от недр своих. Кстати, не скажете ли, кто начал призывать от стран чужих учёных в Россию? (Пётр Великий.) Долг Елизаветы Петровны — продолжить начатое её великим отцом дело, наставлять на поприще науки соотечественников, благословляя и ободряя выбравших научную деятельность.
Откуда Отечество ожидает приток учёных? (От недр своих, из «недр» российского народа.) Прочтите полностью отрывок, две строфы из оды.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Давайте продумаем вторую строфу. Когда науки сладки? - смотрим нижнюю строчку.
В покое сладки и в труде.
Где науки пользуют?
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине…
Заметьте: в наречии наедине́ перенесено ударение: наеди́не. Слово градской — старославянское. А в современном русском языке как оно звучит? (Городской.)
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Размышления о научном объяснении окружающего мира всегда являются желанной и приятной "утехой". В дальних странствах - как мы сказали бы теперь? (В дальних странствованиях.)
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
Можно ли найти человека, которому науки были бы бесполезны?.. Старым - отраду подают, счастливых - украшают, несчастливых - берегут, юношей - питают... Последнее утверждение для Ломоносова, пожалуй, самое важное: не случайно с него начинается строфа:
Науки юношей питают…
Приобщение к научным ценностям с молодости, когда человек ещё стоит на распутье жизненных дорог, имеет большое значение для формирования его личности. Ведь к молодому поколению прежде всего Ломоносов обращается с призывом "дерзать".
Вот сколько замечательных мыслей и пожеланий мы обнаружили в небольшом отрывке из оды М. В. Ломоносова — произведении, назначение которого восхвалять, возвышать, прославлять.
_______________
Информация для учителя.
Главную цель урока мы видим в том, чтобы добиться такой прозрачности текста на лингвосемантическом уровне, при которой само собою проявляются и становятся осязаемыми для школьника мощь и великолепие прочитываемого фрагмента оды.
На доске до начала урока записываются опорные слова:
Платон
Ньютон
дерзать
рачити
раченье