Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

Былины в школе.
Взгляд на проблему.

В минуты отвлечения от реальной действительности и погружения в мир фантастический радужному воображению учителя-словесника представляется такая картина его несбывшихся мечтаний: каждый школьник, будь он с задатками математика или биолога, или имеющий склонность к физической деятельности, или даже не проявляющий заметного интереса ни к какой области знаний, ждёт не дождётся очередного урока литературы, потому что урок литературы для него - это возможность пройти бок о бок отрезок жизни с теми, кто изображён в произведении (пусть это будут вымышленная жизнь, вымышленные литературные герои), это надежда получить эстетическое удовольствие от эмоционального сопереживания изображённых жизненных коллизий, а для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к словесности, это также и читательское приобщение к творческой лаборатории автора.

Первой и совершенно необходимой ступенькой для этого является прочтение текста произведения «с толком, с чувством, с расстановкой». Среди художественных произведений, включённых в школьную программу по литературе, есть такие (например, «Слово о полку Игореве», русские былины, произведения поэтов XVIII века), которые требуют от школьника специальной предварительной подготовки - тогда текст этих произведений станет доступным для учащегося и вызовет в его душе благоприятный отклик, а не отторжение. Каждое такое произведение требует от учителя строго индивидуального подхода к методике его преподавания.

Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества таких слов и оборотов речи, которые современному русскому литературному языку совершенно несвойственны. Поэтому чтение былины должно предваряться и сопровождаться лингвосемантическим комментарием. Учителем разъясняются самые необходимые для понимания текста и наиболее интересные для семиклассников языковые факты «стáрины».

Это и устаревшие грамматические формы слов, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказывания былин. При этом не следует упускать из виду, что все непонятные факты русского языка мы объясняем детям, для которых родным языком является русский же язык.

При знакомстве с былиной учащиеся получают также некоторые сведения литературоведческого характера, объясняющие художественные особенности произведения, что также является важным условием для полноценного восприятия древнего сказания. Необходимо нацеливать детей на чтение текстов, наиболее близких к первоисточникам, - ведь привлекательность былин для современного читателя заключается главным образом в том, что они являются вещественными осколками из нашего далёкого прошлого.

Школьникам, проявившим интерес к древним народным произведениям, мы предлагаем для самостоятельного чтения тексты из сборника Гильфердинга А. Ф.

Скачать статью.