С. А. ЕСЕНИН
Нивы сжаты, рощи голы…
Замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин написал в одном из своих стихотворений:
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.
Жизнь крестьян проходит на природе. Человек, выросший в крестьянской среде, приобретает способность глубоко чувствовать окружающую его природу. Он «разговаривает» с домашними животными, - а случается, и не только с домашними; чувствует «дыхание» неживой природы - «неживой» для тех, кто далёк от неё.
Не удивительно, что крестьянский сын, поэт Сергей Есенин, много строк своих произведений посвятил природе родного ему рязанского края и занял почётное место в ряду самых выдающихся поэтов-певцов русской природы.
Одно из его стихотворений мы прочтём. Оно без заглавия. В таком случае что является заголовком стихотворения? (Его первая строка.) Вот первая строчка стихотворения:
Нивы сжаты, рощи голы…
Знаете ли вы, что такое нива? Нивой называется поле, засеянное хлебом, - то есть какими растениями засеянное? (Пшеницей или рожью.) Нивой называют также пшеницу и рожь, растущие на этом поле. Созревшую ниву - пшеницу и рожь - жнут, то есть срезают. Во времена Есенина нивы жали серпами. Нивы сжаты - понятно выражение?..
Густой, частый лес называется чащей (вспомните наречие чаще), а небольшой лиственный лес - рощей.
Нивы сжаты, рощи голы… Скажите, какое время года вырисовывается такими словами? (Осень.)
А теперь прочтите стихотворение. Представьте себе, что находитесь рядом с поэтом, и всё, что вокруг вас, видите.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
1917 г.
Перечитаем первую строфу, первые четыре строчки.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Когда мы читаем или слушаем стихи, можем ли представить себе автора сидящим за письменным столом и придумывающим эти строчки?.. Вот и сейчас в нашем воображении поэт Есенин среди тех нив и рощ и в той сырости, о которых рассказывает. И мы с ним, и всё это видим, и ощущаем, и переживаем. В нашем воображении как бы наяву возникают эти нивы, рощи, промозглая погода.
Но скажите, видите ли вы, как солнце «катится колесом» по небу?.. Ведь в действительности мы такого не наблюдаем. И поэтому здесь необходимо чуточку подумать, чтобы эту картину увидеть. Вот давайте и подумаем.
Можно ли назвать солнце колесом? Ведь оно круглое и кажется нам таким же плоским, как колесо…
А правильно ли будет сказать о солнце скатилось? Ведь в действительности оно не катится...
Всякое колесо вниз скатывается. Почему бы не скатиться и колесу-солнцу?
Теперь мы должны увидеть те горы, за которые «скатывается» солнце. Не будем забывать, что мы с поэтом на его родине, то есть где? (На земле Рязанской.) А на рязанщине нет никаких гор. Так что же это за сини горы, за которые скатилось солнце?.. Не трудно догадаться, что это собравшиеся над горизонтом тучи. Разве они не напоминают горы?
А какую погоду на следующий день обещают эти тучи?.. Они обещают продолжение такой вот промозглой погоды, когда от воды туман и сырость. То есть осень не сдаётся, её ненастье продолжится.
Обратите также внимание на эпитет к солнцу: какое оно? Прочтите. (Тихое.) О ярком и жарком солнце можно ли сказать, что оно тихое? Только о тусклом и холодном, каким оно и бывает в сырую осеннюю непогоду.
* * *
Смотрим начало следующей строфы.
Дремлет взрытая дорога.
Очень короткое предложение, всего два слова к существительному дорога. Но разве трудно мысленно увидеть эту дорогу? Скажите, ездит ли кто-нибудь по ней сейчас?.. Прямо-таки зримую картину создал поэт глаголом дремлет. Хотя мы знаем: дремать дорога не может. Дочитаем строфу до конца.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ей (дороге!) примечталось. Казалось бы, это уже совсем что-то сверх невероятное!.. Но если дорога могла задремать, то почему она не может и помечтать?..
В толковом словаре русского языка Óжегова нет глагола «примечтаться». Как вы понимаете значение глагола примечталось? (Немного невольно помечтала.) Мечтают о приятном, о желаемом. Почему же дорога мечтает о зиме, с нетерпением ждёт её прихода? В стихотворении есть ответ на этот вопрос.
Обратим внимание на эпитет к существительному дорога. Прочтите его… Он не для украшения фразы, не для красного словца. Какая дорога «мечтает» о зиме? (Взрытая.) Чем же она взрыта? (Копытами лошадей, колёсами телег.) Дорога вся в ухабах, в колеях от колёс телег. Вспомним и описание погоды:
От воды туман и сырость.
В колеях вода, грязь. Потому и дремлет дорога, потому и не едет никто по ней.
Когда же придёт зима, заморозит она слякоть, прикроет её снегом, не станет ухабов и колдобин. И будет дорога радовать сердце каждого, кто проезжает по ней. Вот о чём её сегодняшняя мечта. Прочтём последнюю строфу.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Что увидал поэт? - прочтите.
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Сначала уточним значение глагола запрягался. Скажите, лошадь «сама запрягается» или «кем-то запрягается»?..
Вы, конечно, видели на картинах и в кино запряжённую в сани лошадь. А можете представить себе месяц, запряжённый в сани? Можете представить, как его запрягают в сани? Сможете нарисовать такую картину?..
Но хватит или нет у нас фантазии вообразить увиденное поэтом, мы верим, что поэт видел это. Верим, когда читаем стихотворение. Не так ли?..
Давайте продумаем строфу в целом, и эти строчки прояснятся.
Смотрим первые две строчки:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане...
Слова «и сам я увидал» отсылают нас к предыдущей строфе, к её второй строчке. Прочтём её.
Ей сегодня примечталось…
«Ей примечталось… и сам я увидал». Что это означает? Это означает, что поэт «увидал» то же самое, что «примечталось» дороге. А что примечталось дороге? Прочтите.
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Возвращаемся к третьей строфе, найдите строчку:
Увидал вчера в тумане…
Поставим вопрос к выражению в тумане. Увидал где? - В тумане, то есть в том тумане, который от воды.
Но можно поставить и вопрос «как?». Вот послушайте:
Ей примечталось... и сам я увидал (как увидал?) в тумане. То есть увидал смутно, как в тумане.
* * *
Внимательно приглядимся и к выражению в чаще звонкой. Прочтём строчку с этими словами.
Ах, и сам я в чаще звонкой…
Чаща - это лес, деревья. Никакая чаща не может быть звонкой. Но вот поэт, находясь в чаще, ощутил её как «звонкую». Скажите, какое настроение должна вызвать чаща, чтобы можно было назвать её звонкой: грустное, унылое, печальное или, наоборот, бодрое, весёлое - в общем, жизнерадостное? (Жизнерадостное.)
Стих (строчка) заканчивается словом «звонкая», которое вызвано настроением радостным. А начинается восклицанием «ах»:
Ах, и сам я в чаще звонкой…
Восклицание «ах!» может возникнуть при разных обстоятельствах: при испуге, удивлении, сожалении, возмущении, радости, восторге и во многих других ситуациях. Скажите, каким чувством вызвано оно здесь? Окончание стиха («звонкой») подсказывает ответ. (Радостным чувством.)
Чем же вызвано радостное настроение поэта в эту ненастную осеннюю погоду? Он увидел (а может быть, причудилось ему - вспомните, как увидал: в тумане), - он увидел, что месяц запрягался в сани. Это было предвестием того, что совсем, совсем немного ждать зимы седой осталось.
Печальным или радостным было это предвестие для поэта?.. Почему же оно было радостным?
Заметьте: запрягался жеребёнком, а не лошадью. Жеребята запрягались в сани лёгкие, например, для прогулочной езды; в сани с тяжёлым грузом запрягались взрослые лошади. Настроение поэта навеяно ожиданием того недалёкого времени, когда можно будет промчаться в санях по заснеженным просторам родного края и пережить от этого радость.
Вот такое необычное стихотворение подарил нам Сергей Есенин: рассказывается в нём об осеннем ненастье, а настроение совсем не осеннее. Интересно оно вам?..
________________
Информация для учителя.
Как донести до учащихся младших классов ту эстетическую составляющую лирического стихотворения, без которой литературный текст перестаёт быть художественным творением? Очевидно, что если в самом анализе будут элементы эстетического свойства, способные вызвать эмоциональные переживания ребёнка, то они явятся залогом того, что в ходе работы над произведением не будет выхолощено эстетическое свойство самого стихотворения.
На классной доске запись:
Нивы сжаты, рощи голы…
чаща