Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

С. А. ЕСЕНИН
Задремали звёзды золотые…

Сегодня прочтём ещё одно стихотворение Сергея Есенина. О чём оно - догадаетесь сами, я лишь чуточку подскажу вам.

Образуйте множественное число от существительного роса. (Рóсы.) Скажите, в какое время года выпадают росы? (Летом.) А в какое время суток они наиболее обильны? (Утром.) В стихотворении встретим слово росы. Как думаете, о чём рассказывается в нём? (О летнем утре.)

Теперь, прежде чем начать читать стихотворение, давайте выявим одну интересную особенность его языка. Прочтите предложение:

Улыбнулись сонные, растрепали шёлковые косы.

О ком можно так сказать? (Так можно сказать, например, о девушках.)

Итак, мы ожидаем, что речь будет о девушках. А теперь послушайте отрывок (строфу) из стихотворения. Обратите внимание: о девушках ли рассказывает поэт?

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И блестят серебряные росы.

О ком рассказывает поэт? (О берёзках.) А ведь нам казалось, что рассказ будет о девушках. Почему же мы ошиблись? (Потому что про берёзки рассказано такими словами, будто бы о девушках рассказ.) Нравится вам, как Есенин рассказал о берёзках?..

Возьмём из стихотворения глагол задремали.
Дополните его каким-либо существительным, чтобы указать, кто задремал…
Предлагаю добавить к нему слово «котята».
Задремали котята.

Представьте себе, что вы наблюдаете этих котят. Только что они развлекались: бегали, резвились, возились друг с дружкой - и вот, наигравшись, угомонились, успокоились и задремали.

А теперь послушайте строчку из стихотворения с этим глаголом:

Задремали звёзды золотые...

Могут ли звёзды задремать?..
Не могут. Но скажите, одинаково ли светят звёзды ночью и утром?..
Ночью на чёрном небе звёзды сверкают ярче, они лучисты, крупнее, интереснее.
К утру небо начинает светлеть, и звёзды тускнеют, кажутся спокойными, вроде как бы «задремали».

Вот так необычно поэт рисует словами картину раннего утра, ещё до восхода солнца. Нравится она вам?..

43707860-124E-4BF4-A02A-FD00DDCC1915_4_5005_c.jpeg

В стихотворении встретим выражение «зеркало затóна». Затон - это нечто вроде прудá, примыкающего к реке. Как понимаете слова зеркало затона? (Водная поверхность затона.)

Представьте себе: вы на берегу затона. Перед вами обширная водная гладь. В ней, как в зеркале, отражается противоположный берег и небо. Невольно возникает желание эту поверхность воды назвать… как? (Зеркалом.)

Скажите, кто может шептать, кроме человека? (Никто.) А вот в стихотворении «шепчет» крапива.

Хотите узнать, что она шепчет?.. Прочтите стихотворение.

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
       «С добрым утром!»
1914 г.

Продумаем стихотворение.

Смотрим первую строчку.
Задремали звёзды золотые...
Как думаете, звёзды ещё видны на небе? (Видны.)

Читаем вторую строчку.
Задрожало зеркало затона...
Что поэт называет зеркалом? (Поверхность воды затона.)
Как понимать фразу задрожало зеркало затона? (На водной поверхности затона появилась рябь, то есть мелкие волны.) Как видите, ещё один глагол - задрожало - употреблён не в своём значении.
А знаете ли вы, что является причиной появления ряби? (Слабый ветерок.) Этот освежающий утренний ветерок является предвестником тёплого солнечного дня.

Смотрим следующую строчку.
Брезжит свет на заводи речные...

«Зáводь» - это то же самое, что и «затон».
Надо объяснять глагол брезжит?.. О раннем утре, когда только что начинает светать, говорят: брезжит рассвет, брезжит заря, брезжит свет.
Скажите, на заводи ли брезжит свет? (Не на заводи, светлеть начинает небо.)
Какую картину вы нарисовали бы к этой строчке? (Зарю и её отражение в заводи, в затоне.)

E7A63C45-A766-499F-8D58-3D97E9A16919_4_5005_c.jpeg


Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Слово небосклон знакомо вам?.. Значение этого существительного подсказывают слова, из которых оно состоит. А из каких слов оно состоит? (Из существительных «небо» и «склон».) Слово склон что означает, например, в выражении «склон холма»? (Наклонная поверхность холма.) Как объясните себе слово небосклон? (Это нижняя часть неба, которая кажется нам с уклоном.)

Проверим свою догадку по толковому словарю. В Викисловаре прочтём: «Часть неба над линией горизонта.» Какая часть неба? (Та, которая над горизонтом, где небо как бы имеет уклон и сходится с землёй.)

Что должен нарисовать художник, чтобы передать картину, нарисованную словами: свет румянит сетку небосклона? (На небосклоне розовые облачка, которые как бы образуют сетку, потому что между ними проглядывает небо.)

Скажите, когда солнечный свет может «румянить» небосклон? Когда бывает зорька: до восхода солнца или когда оно уже взошло? (До восхода солнца.) А звёзды при этом ещё видны? (Нет, они уже исчезли.)

О чём первая строфа? (Мы наблюдаем приближение утра; оно приходит не сразу, а наступает постепенно.)

Перечитаем выразительно строфу. Рассказу о постепенном наступлении утра будет соответствовать спокойное, размеренное чтение, с большими паузами на концах строк.

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Прочтите следующую строфу о берёзках.

24962A2D-31F0-4944-83EF-1C3514E1EFA7_4_5005_c.jpeg

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

Берёзки растрепали шёлковые косы. Что поэт назвал у берёз косами?.. Это длинные тонкие ветви берёз, свисающие книзу подобно тому, как свисают книзу девичьи косы.

Берёзки ли растрепали свои ветви-косы? (Ветви берёз колышутся; а колышет их тот самый ветерок, который рябит воду затона.) Вот ещё один глагол - растрепали - не в своём значении.

Горят серебряные росы. Как вы себе это представляете? (На берёзках сверкают капельки росы да так ярко, словно бы огоньки горят.)

Как думаете: солнце уже взошло?.. («Гореть» капельки росы могут только в лучах солнца.)

54A37716-9CC7-4A6D-BAB6-50FE94850B22.jpeg

Прочтём последнюю строфу.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
        «С добрым утром!»

Знакомо ли вам слово плетень?.. Назовите однокоренные слова к этому существительному. (Плести, сплетать, плетёнка.) Плетнём называют изгородь, сплетённую из прутьев и ветвей.

Смотрим строчку вторую.

Обрядилась ярким перламутром...

Понятно ли вам выражение обрядилась перламутром?.. Глаголы нарядиться и обрядиться имеют одно и то же значение, то есть вместо «обрядилась ярким перламутром» можно сказать… как? (Нарядилась ярким перламутром.)

А знаете ли, что такое перламутр? Из перламутра делают ювелирные украшения, например, серьги, ожерелья. Чем же «обрядилась» крапива? Вот этими самыми серьгами и ожерельями из перламутра?..

Крапива обрядилась ярким перламутром. Что бы вы изобразили на картине к этим словам? (Крапиву в ярких каплях росы.) И существительное перламутр, и глагол обрядилась употреблены, как видите, не в своём значении.

Вернёмся к первой строчке: заросшая крапива. Что нарисовали бы к этим словам? (Крапиву в гуще других трав.)

Заросшая крапива, качаясь, шепчет. Что мы должны увидеть за этими словами?.. Крапива, раскачиваясь среди трав, прикасается к ним будто бы для того, чтобы прошептать им пожелание доброго утра.

Прочтите ещё раз стихотворение.

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зе
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
      «С добрым утром!»

Интересно рассказано о наступлении летнего утра?.. Почему же поэт смог так интересно рассказать? Он воспользовался одним удивительным свойством языка. Давайте выявим его.

Во фразах «задремали котята» и «задремали звёзды» один и тот же глагол задремали имеет разное значение. Сравним эти значения.

Задремали котята. - Что это значит? Это значит, что котята задремали.

Задремали звёзды. Действительно ли они задремали?.. Дремать может только живое существо. А звёзды разве живые? Здесь то, что свойственно живому, перенесено на неживое. Здесь глагол задремали употреблён в перенóсном значении. И чтобы понять его значение, нам пришлось подумать.

Сравним ещё пару выражений: «улыбнулись девушки» и «улыбнулись берёзки». В каком случае глагол улыбнулись употреблён не в прямом своём значении, а в переносном?..

И горят серебряные росы... Скажите, глагол горят имеет прямое или переносное значение?..

Слово, употреблённое в переносном значении, называется метáфора. Глагол горят здесь является… чем? (Метафорой.) А во фразах «горят поленья», «горят костры», «горят леса» этот глагол метафора или не метафора?..

Как сказал поэт о том, что звёзды потускнели? (Задремали звёзды.) Нравится вам фраза с глаголом-метафорой?..

Вместо того, чтобы сказать «ярко блестят росы», как говорит поэт? (Горят росы.) Какое из двух высказываний о росе вам интереснее: с глаголом-метафорой «горят росы» или с глаголом в прямом значении «ярко блестят росы»?..

У Есенина берёзки, просыпаясь, улыбаются. Почему? (Рады наступающему утру.) Почему же поэт приписывает берёзкам способность радоваться?.. Когда мы читаем о радости берёзок, можем ли мы не порадоваться заодно с ними?..

Слово, употреблённое в метафорическом значении, приобретает чрезвычайную выразительность. Например, наделяя берёзки человеческим чувством радости, поэт вызывает у нас, читателей, это чувство. Поэтому метафора часто применяется в поэзии.

Какие ещё глаголы-метафоры можете указать в стихотворении?..

Смотрим первую строфу.
Задрожало зеркало затона...
Глагол задрожало метафора или не метафора?

Смотрим последнюю строфу.
Крапива обрядилась, шепчет.
Глаголы обрядилась, шепчет в прямом своём значении или в метафорическом?

______________

Информация для учителя.

В процессе лингвостилистического анализа стихотворения дети получают первоначальное понятие о метафоре главным образом на примере глагольных метафор. На классной доске запись:

роса
Улыбнулись сонные, растрепали шёлковые косы.
задремали…
зеркало затона
заводь
метафора

Скачать статью.