Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

И. А. КРЫЛОВ
Слон и Моська.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова и прочтём ещё одну его басню. Называется она «Слон и Моська». Моська — это кличка собаки. Скажите: большой ли представляется вам эта собака, если её зовут Моськой?..

В басне две собаки: Моська и Шавка. Но Шавка не попала в заголовок басни. Почему? — мы об этом ещё подумаем.

В басне встретим слова, которые могут оказаться не совсем понятны вам. Вот одно из них: напокáз. Слышали такое слово?.. Какой его смысл, например, во фразе: Слона водили напоказ? Для чего водили Слона? (Чтобы показать его людям.)

Существительное толпа во множественном числе как будет? (Тóлпы.) Понятно ли вам выражение тóлпы зевак? Кого называют зевакой?.. Зевáка — «зевающий от безделья», тот, кто из праздного любопытства, лишь для того, чтобы развлечь себя, рассматривает что-либо.

А теперь прочтите басню «Слон и Моська».

      По улицам Слона водили,
          Как видно, напоказ -
Известно, что слоны в диковинку у нас -
      Так за Слоном толпы́ зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
          И лаять, и визжать, и рваться,
          Ну так и лезет в драку с ним.
          “Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
                Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает”.
“Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придаёт,
      Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
      “Ай, Моська! знать, она сильна,
      Что лает на Слона!”

Понравилась басня?.. А внимательно прочитали её?.. Давайте проверим себя.

Скажите, по улице или по улицам водили Слона?.. Но важно ли это?..
Вспомним, для чего водили диковинное животное. (Его водили напоказ.)
Чтобы как можно больше людей увидело Слона, его надо было провести по многим улицам.

Вспомните, как прочли: «тóлпы зевак ходили» или «толпы́ зевак ходили»?..
Слово «тóлпы» в басне с неправильным ударением. Почему?..
Вот послушайте, что получается, если басенную строку:
Так за Слоном толпы́ зевак ходили -
прочесть с правильным ударением:
*Так за Слоном тóлпы зевак ходили.
Стих превратился в прозу.

Вспомним фразу:

*Откуда ни возьмись, навстречу Моська им.

Видел ли кто-либо из толпы, откуда появилась Моська?.. Ожидал ли кто-нибудь Моську?.. Выражение откуда ни возьмись здесь означает «неожиданно и неизвестно откуда».

Но в басне вместо слова «откуда» - помните? - другое слово. Какое?..
Отколе вместо откуда. Почему?..
Откóле - так при жизни Крылова, двести лет тому назад, говорили в народе.
Крылов в баснях нередко употреблял слова и выражения, которые бытовали в речи простого народа.

Как Шавка говорит Моське: «перестань позориться» или «перестань срами́ться»?..

Слышали ли вы слово срамиться?..
Что означает глагол срамиться? (То же, что и «позориться».)
Вот ещё слово из народного языка: срамиться. Во времена Крылова слова срам, срамиться были широко распространены в народе.

Как Шавка говорит Моське: «не замечает» или «не примечает»?..
Постарайтесь вспомнить: а он себе идёт вперёд и лая твоего совсем… «не замечает» или «не примечает»?..
Лая не замечает - значит «не слышит лая».
А как понимать лая не примечает? (Слышит, но не принимает во внимание.)

И ещё вспомните: «лая не примечает» или «лаю не примечает»?..
Мы сказали бы «не примечает лая».
Чего не примечает? - лая (родительный падеж).
Но в народной речи была и такая форма: лаю. Не примечает чего? - лаю.
Эта теперь уже исчезнувшая форма родительного падежа «лаю» переносит нас опять в ту отдалённую эпоху, когда жил и творил Крылов, и придаёт басне своеобразную окраску: окраску давности. Интересно было вам это узнать?..

Шавка говорит Моське: «Смотри, уж ты хрипишь». И вот мы слышим моськино «Эх, эх!», прежде чем она начнёт говорить. Чувствуете ли вы, как ей тяжело дышать?.. Моська запыхалась от беготни и лая, ей надо отдышаться. «Эх, эх!» - невольно вырывается у ней, чтобы отдышаться. Начав дышать ровно и спокойно, стала рассказывать Шавке, зачем она лает.

А теперь, не читая, просто взгляните на текст басни Крылова «Слон и Моська».
Что необычного для стихотворения нам бросается в глаза?..
Строчки разной длины.
Это нарушает правильную стихотворную речь, приближает её к разговорной. Хорошо это или плохо?..
Вот вы прочли рассказ о Моське. Интересно рассказано о ней?.. Не показалось ли вам это стихотворение некрасивым, нескладным?..
Стихотворения Крылова своеобразны, в них переплетаются стихи и проза. Басенный рассказ получается ярким, живым.
Как читать такое стихотворение? Так же, как и все другие стихотворения читаем: после каждой строчки - длинная ли она или короткая - делаем остановку, паузу.

Давайте перечитаем басню

      По улицам Слона водили,
          Как видно, напоказ -
Известно, что слоны в диковинку у нас -
     Так за Слоном толпы́ зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
         И лаять, и визжать, и рваться,
         Ну так и лезет в драку с ним.
         “Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
              Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает”.
“Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придаёт,
        Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
    “Ай, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!”
1808 г.

Теперь о самой Моське немножко.

7616AA5A-F0F3-48D9-9144-0669D74C7B7C_4_5005_c.jpeg

Очень смешная эта Моська, - не правда ли?.. Шустрая собачка, забавная. Нравится она вам?.. А давайте подумаем, почему она смешная.

Моська задумала схитрить, обмануть, провести собак, рассчитывая на их глупость. Удалось ли ей этого достичь?.. Всё вышло как раз наоборот: сама оказалась в глупом положении. И Шавка ей прямо говорит об этом. Найдите эту строчку. (Соседка, перестань срамиться.)

Как думаете, только ли перед Шавкой позорится Моська?.. Все видят, что не Моське тягаться со Слоном, что она поступает как глупая и лишь позорит себя, срамится.

Почему же она это делает? Потому что уверена, что все о ней думают так, как она того хочет. А какой ей хочется выглядет в глазах других собак? Что она хочет слышать о себе от них? Смотрите последние две строчки:
Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

А также вспомним строчку:

Могу попасть в большие забияки.

И даже после попытки Шавки образумить её, она не вняла доброму дружескому совету и продолжает срамиться. Разумно ли ведёт себя Моська?..

Моська и сама знает, что не ей равняться со Слоном. Когда Шавка говорит Моське, что Слон не обращает на неё внимание, что отвечает ей Моська? (Вот то-то мне и духу придаёт...) Так почему Моська не боится лаять на Слона? (Потому что он не отвечает ей, идёт себе вперёд, не примечая её лая.) Можно ли назвать её смелой, отчаянной забиякой?..

Шавке Моська откровенно раскрывает свои цели. Какие они? Слона напугать?.. Нет, перед собаками показать себя в придуманном, ложном образе. Здесь необходимо отметить ещё одно качество Моськи: эта собачка лживая.

BFECD751-6C7C-4560-8FDE-2617CF0961ED.jpeg

Моська смешит нас. И оттого вся басня оказывается весёлым, увлекательным рассказом. Но басни пишут не для того, чтобы только веселить и развлекать читателя. Через смех, через юмор в басне высмеиваются наши человеческие пороки, недостатки. Тот, кто посмеётся над Моськой, читая басню, не захочет повторить её глупость, оказаться в схожем позорном положении. И неудивительно, что некоторые выражения из басни вошли в нашу повседневную речь.

Вспомним слова: без драки попасть в большие забияки. О ком можно так образно и язвительно сказать? (О тех, кто хочет легко, без труда достичь своих целей.) Это выражение стало поговоркой в русском языке. Поговорки мы употребляем вместо привычных слов, потому что они ярко, красочно, образно, с чувством выражают мысль.

Само название басни - Слон и Моська - стало поговоркой. В каких случаях применяют её? Только по отношению к людям. Например, один много работает, а другой с ленцой. Сказав про них: Слон и Моська, - мы сравним их и ярко выразим своё отношение к каждому из них.

Поговорка - это всегда óбразное выражение мысли. Образное - то есть такое, которое можно представить в воображении. Поговорка даёт возможность как бы увидеть сказанное.

А теперь подумайте, стало бы заглавие басни поговоркой, будь оно таким: «Слон, Моська и Шавка»?.. Почему не стало бы?.. Смысл басни - в противопоставлении Слона и Моськи, а слово Шавка здесь только затемнила бы этот смысл.

Само слово моська теперь является не только кличкой собаки, но приобрело свой особенный смысл. Какой? Представьте себе каждый, что кто-то обозвал тебя Моськой. Приятно ли будет услышать такое?..

Когда называют кого-либо Моськой, то делают это для того, чтобы подчеркнуть ничтожность, незначительность того, о ком говорят.

В том же смысле употребляют и заключительную фразу басни:
Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

Эта фраза тоже стала поговоркой в русском языке.

________________

Информация для учителя.

Что представляет из себя любое литературное произведение? Это его текст. Мы читаем художественное произведение, чтобы познать его текст. Насколько глубоко проникаем в текст, настолько глубоко и верно познаём содержание произведения. Эмоциональные переживания читателя тоже определяются прежде всего глубиной проникновения в художественный текст.

Работа с текстом формирует у детей читательское внимание, воспитывает и развивает способность эстетического переживания прочитываемого.

Скачать статью.