Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

Однажды Мартышка случайно увидела себя в зеркале.
Но она не понимала, что видит себя, что видит свой образ.
О том, что было дальше, рассказал дедушка Крылов.

CFFB028B-9B2B-4EE1-9E13-F8D408FBF049.jpeg


И. А. Крылов
Зеркало и Обезьяна.

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
      Тихохонько Медведя толк ногой:
      “Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
             Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
           Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
              А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”. —
              “Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
                    Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

~~~~~~~~~~~

Понравился рассказ о Мартышке?..

Давайте перечитаем и продумаем стихотворение, и оно окажется ещё интереснее.

17261C9F-9BE2-418B-90E5-942CD7CF1C02_4_5005_c.jpeg

Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой…

Что сделала Мартышка? (Тихохонько толкнула Медведя.)

Можно голосом изобразить этот толчок, если слово “толк” выделить и произнести резко.

Когда она его толкнула? (Когда увидела себя в зеркале.) Прочтём эти слова:

в зеркале увидя образ свой

В предложении это выражение выделено запятыми. При чтении мы должны выделить его паузами.

“Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?..

Вот так жёстко Мартышка выражает своё презрение к “незнакомой” ей осóбе.

Теперь нам стало понятно, почему она Мишку толкнула тихохонько: чтобы “незнакомка” не заметила её толчка и не подслушала её оскорблений.

Читаем дальше.

Какие у неё ужимки и прыжки!

За что же Мартышке не понравилась “незнакомка”? - За те самые качества, которые присущи ей самой!

Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

Да ты же саму себя видишь со стороны!

А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть…

Мартышка называет своих подруг ку́мушками, а обращаясь к Медведю, называет его ку́мом. Также и Мишка называет её кумóй.

Я даже их могу по пальцам перечесть”.

Представим себе, как она пересчитывала бы своих кумушек: называет имя - загибает палец…

“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
Ей Мишка отвечал.

Оборотиться - значит “повернуть голову в сторону или назад” (в данном случае на себя).

309154B7-A763-4707-9E39-0601DA63909D_4_5005_c.jpeg

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Пóпусту (от слова пустой) - означает “бесполезно”, “зря”, “не достигая цели”.

Давайте перечитаем стихотворение.


              Зеркало и Обезьяна.
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
      Тихохонько Медведя толк ногой:
      “Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
              Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
            Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
               А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”. —
               “Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
                     Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
1815 год

~~~~~~~~~~~~

Не насмешила ли вас эта Мартышка?..

Скажите, а разве никто из людей не ведёт себя подобно этой обезьянке?..

Так может быть, это рассказ не о Мартышке, а о людях?..

524D882D-78EE-401B-A2B5-B935843C2ACD_4_5005_c.jpeg

Выучите стихотворение: хорошие стихи полезно заучивать наизусть.

______________

Информация для учителя.

Если ребёнок впервые встретился с басней, то можно не объяснять и не называть жанр произведения. Но совершенно необходимо помочь ему войти в басенный эпизод.

Скачать статью.