Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

Однажды Мартышка случайно увидела себя в зеркале.
Но она не понимала, что видит себя, что видит свой образ.
О том, что было дальше, рассказал дедушка Крылов.

CFFB028B-9B2B-4EE1-9E13-F8D408FBF049.jpeg


И. А. Крылов
Зеркало и Обезьяна.

Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
      Тихохонько Медведя толк ногой:
      “Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
             Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
           Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
              А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”. —
              “Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
                    Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

~~~~~~~~~~~

Понравился рассказ о Мартышке?..

Давайте перечитаем и продумаем стихотворение, и оно окажется ещё интереснее.

th.jpeg

Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой…

Что сделала Мартышка? (Тихохонько толкнула Медведя.)

Можно голосом изобразить этот толчок, если слово “толк” произнести резко.

Когда она его толкнула? (Когда увидела себя в зеркале.) Прочтём эти слова:

в зеркале увидя образ свой

В предложении это выражение выделено запятыми. При чтении мы должны выделить его паузами.

“Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?..

Вот так жёстко Мартышка выражает своё презрение к “незнакомой” ей осóбе.

Теперь нам стало понятно, почему она Мишку толкнула тихохонько: чтобы “незнакомка” не заметила её толчка и не подслушала её оскорблений.

Читаем дальше.

Какие у неё ужимки и прыжки!

За что же Мартышке не понравилась “незнакомка”? - За те самые качества, которые присущи ей самой!

Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

Да ты же саму себя видишь со стороны!

А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть…

Мартышка называет своих подруг ку́мушками, а обращаясь к Медведю, называет его ку́мом. Также и Мишка называет её кумóй.

Я даже их могу по пальцам перечесть”.

Представим себе, как она пересчитывала бы своих кумушек: называет имя - загибает палец. Потом смотрит сама и показывает Мишке загнутые пальцы, говорит: “Вот сколько!” Очень трудно даётся ей счёт!

“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
Ей Мишка отвечал.

Оборотиться - значит “повернуть голову в сторону или назад” (в данном случае на себя).

309154B7-A763-4707-9E39-0601DA63909D_4_5005_c.jpeg

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Пóпусту (от слова пустой) - означает “бесполезно”, “зря”, “не достигая цели”.

Давайте перечитаем стихотворение.


              Зеркало и Обезьяна.
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
      Тихохонько Медведя толк ногой:
      “Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
              Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
            Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
               А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”. —
               “Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” —
                     Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
1815 год

~~~~~~~~~~~~

Не насмешила ли вас эта Мартышка?..

Скажите, а разве никто из людей не ведёт себя подобно этой обезьянке?..

Так может быть, это рассказ не о Мартышке, а о людях?..

martyshka-6.jpeg

Выучите стихотворение: хорошие стихи полезно заучивать наизусть.

______________

Информация для учителя.

Если ребёнок впервые встретился с басней, то можно не объяснять и не называть жанр произведения. Но совершенно необходимо помочь ему войти в басенный эпизод.

Скачать статью.