Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Ангел.

703E5F2F-16CF-4F8B-B029-69FD36B6317B.jpeg

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов. Тогда ему было всего лишь шестнадцать лет, то есть немного больше, чем вам сейчас. И каждый из вас без труда может увидеть мысленно этого мальчика среди своих друзей и знакомых, потому что он почти ровесник вам. Но при этом невольно, наверное, каждый из вас задумался бы, почему не я, а Миша пишет стихи, - и уже создал такое произведение, которому не «потускнеть» за многие поколения людей. И вы с чувством светлой зависти объяснили бы себе это так: талант!

Талант, конечно. Но дело здесь не только в таланте.

Каждый человек стремится в жизни к определённой цели и более или менее успешно достигает этой цели. Кто-то стремится схватить побольше сиюминутных удовольствий, кто-то разбогатеть, кто-то проявить себя в работе, спорте, науке и так далее. Лермонтов решил, что общественные интересы в его жизни должны быть выше личных и реализовать это на литературном поприще. Таким увидел он смысл своей жизни уже в раннем детстве.

Поставь Миша Лермонтов перед собою другую цель, он при его способностях добился бы и там, несомненно, больших успехов. Но не было бы тогда у нас поэта Михаила Юрьевича Лермонтова! Каждому из нас как можно раньше следует задуматься над тем, что ты оставишь после себя людям.

*     *     *

А теперь приступим к стихотворению. Вот четыре строчки, в них заключено краткое содержание его. Прочтём их.

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз…

97E43E52-BAE5-4216-8B9E-29514A6B1BB1.jpeg

Что вам известно об ангелах?.. По христианскому учению ангелы являются ду́хами, существами бестелесными. Они сотворены Богом для его восславления и исполнения его поручений, воли. Бог не сам лично является людям, но каждому человеку посылает ангела-хранителя, и те доносят волю божью. На иконах чаще всего ангелы изображаются в виде юношей с крыльями.

Обдумаем прочитанное.

Где летел ангел? (По небу.) По какому небу летел? (По небу полуночи.) То есть в какое время суток он летел? (В полночь.)

Смысл выражения по небу полуночи понятен; а понятна ли вам его грамматическая конструкция?.. Как будет существительное полуночи в именительном падеже? (Полночь.) В каком падеже употреблено оно здесь? (В родительном.) Ангел летел по какому небу? по небу «чего»? (По небу полуночи.)

Как вы себе представляете это «небо полуночи»? Если вы надумаете нарисовать картину этого неба, будут ли на ней звёзды?.. А месяц?.. С месяцем ночное небо интереснее. А тучи в ночном небе, освещённые месяцем?.. У нас получилась колоритная картина ночного неба!

А теперь скажите, откуда мы наблюдаем летящего по небу ангела: находясь на земле или с поднебесной высоты? (Только наблюдая с земли за полётом ангела, можно сказать, что он «летит по небу».)

Лермонтов называет ангельскую песню тихой. Громко или тихо пел ангел?.. Можно ли предположить, что песня была оживлённой, весёлой, полна внешних музыкальных эффектов, то есть подобна тем песням, которые служат для развлечений?.. Какие синонимы можно подобрать к прилагательному тихая? (Негромкая, спокойная, ничем не выделяющаяся.)

Но это вовсе не означает, что пение было сухим и скучным. Надеюсь, вы слышали такие выражения, как ангельский голосок, ангельское пение? Какой смысл вложен в них?.. Они о недосягаемом образце певческого дара.

504FB784-2F36-445B-BCA8-DC39048098F8_4_5005_c.jpeg

Если же спуститься с небес на землю, то это можно сравнить с пением колыбельной песни матери, убаюкивающей младенца. Оно также всегда негромкое и без каких-либо специальных музыкальных приёмов. Кстати сказать, замечено, что пение колыбельных оставляет в душе ребёнка благоприятный след на всю жизнь. И это стихотворение было навеяно юному поэту его воспоминаниями тех чувств, которые он переживал, слушая колыбельные песни матери.

*     *     *

Подумаем, о чём и о ком мог петь ангел. Мог ли он петь о земной жизни?.. Нет, конечно; но только о жизни небесной, райской, потому что сам из рая. А о Боге мог петь?.. Мог, чтобы пением (а значит, через сердце, а не только разумом) выразить свою любовь к Богу. Пение ангела было вызвано чистым чувством любви к Богу, оно было святое.

Теперь нетрудно сообразить, почему он пел тихую песню, почему не нужны ангельским песнопениям искусственные музыкальные украшения. Они оказались бы только помехой для выражения искренней любви к Богу.

*     *     *
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира…

Для какого мира? - прочтите.

Для мира печали и слёз.

Существительное мир многозначно. Вот некоторые из его значений: вселенная или часть вселенной; земной шар (например, говорим: объехать весь мир); население земного шара (например: весь мир смотрит на нас); разнообразные объединения людей (например: научный мир; взяться всем миром) и так далее. Какое из этих значений более подходит в данном случае?.. Несомненно одно: речь идёт о мире людей, потому что печаль и слёзы возможны только там, где люди. Ангел нёс молодую душу в мир, в котором ей придётся познать и радость бытия, и печаль, и слёзы.

Совместными усилиями мы составили своё представление картины, нарисованной этими стихами: ангел несёт на землю детскую душу ещё не родившемуся человеку. Перечитаем строчки. Они, напомню, являются кратким содержанием стихотворения Лермонтова.

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз…

*     *     *

Прежде чем прочитать стихотворение целиком, необходимо объяснить некоторые слова и выражения.

Глагол внимать заимствован из церковнославянского языка; внимáти - значит «слышать, слушать». В русском языке глагол имеет значение «внимательно слушать».

Томить - значит «мучить, изнурять»; в древности этот глагол имел также значение «душить». Томиться - значит «мучиться, испытывать подавленное состояние».

Как думаете, от какого слова происходит существительное блаженство? (От существительного «благо».) По какому словарю можно проверить свою догадку? (По этимологическому словарю.) Наше предположение верно. А его значение - «полное, невозмутимое счастье».

Существительное ку́ща заимствовано из церковнославянского языка и означает «крона дерева», то есть вся разветвлённая часть дерева с его листвой. Как понимаете фразу под кущами райских садов? (Под деревьями райских садов.)

Теперь послушайте, как Лермонтов рассказал об ангеле и душе, которую нёс ангел.

По небу полуночи ангел летел,
        И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
        Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
       Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
       Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс
       Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
       Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
       Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
       Ей скучные песни земли.
1831 г.

Вот такое стихотворение написал в шестнадцать лет Лермонтов. Давайте продумаем его. Начнём с первой строфы, она является и первым предложением.

По небу полуночи ангел летел,
      И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
      Внимали той песне святой.

Вспомним картину, которую мы нарисовали словесно в начале урока: по ночному небу летит ангел, а в небе и месяц, и звёзды, и тучи.

Соответствует ли нарисованная нами картина содержанию первой строфы стихотворения?.. А что есть в стихотворении такое, чего нет в нашей картине? Подсказку для ответа ищите в четвёртой строчке строфы. (Месяц, звёзды и тучи внимали (!) песне.)

Но как думаете, неужели только тучи, месяц и звёзды «внимали» ангельскому пению?.. Не будет ли правильнее за этими словами увидеть весь космос, слушающим ангельскую песнь?..

*     *     *

Переходим к следующей строфе, к следующему предложению.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
      Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
      Его непритворна была.

О чём пел ангел? Смотрим первые две строчки. (О блаженстве безгрешных духóв под кущами райских садов.) Ещё о ком он пел? (О Боге.)

Святая песнь ангела была песнью-хвалой. Скажите, а разве ангельские песни могут быть иными, не хвалебными, не во славу Божию?.. А что сказано об ангельской хвалебной песне, об ангельской хвале? (Она непритворна была.) Но разве могут быть ангельские хвалы неискренними, притворными?..

Почему же в стихотворении заостряется внимание на этом качестве ангельской хвалы: её непритворности?.. С чем невольно начинаем сравнивать мы, читатели, эту непритворную ангельскую хвалу? (С теми неискренними, лицемерными, лживыми хвалами, которые нередко люди раздают друг другу.) Это слово - непритворна - возвращает читателя с небес на грешную землю.

*     *     *

Прочтите третью строфу, третье предложение.

Он душу младую в объятиях нёс
      Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
      Остался — без слов, но живой.

Как вы прочли последнюю строчку? Сделали ли паузу после глагола «остался»?.. Обратили ли внимание на тире после него?.. По правилам орфографии его, - тире - конечно, и не должно быть. Но оно поставлено поэтом. Что требует от читателя этот знак препинания? (Сделать большую паузу в чтении.) Прочтите и услышьте, как изменится смысловой оттенок фразы, насколько выразительнее она станет, если после глагола сделать паузу:

И звук его песни в душе молодой
Остался -
        без слов, но живой.

Какое слово стало главным в этой фразе? (Глагол «остался».) Выражение «без слов, но живой», отделившись от глагола, также зазвучало с большей силой, приобрело более весомый смысл, вызывает теперь к себе больше нашего внимания. Вот как в поэтическом тексте может быть велико значение знака препинания.

*      *      *

Почему поэт выделяет интонацией эту строчку, мы узнаем, прочитав следующую, заключительную строфу стихотворения, его последнее предложение.

И долго на свете томилась она,
      Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
      Ей скучные песни земли.

Чем была полна душа? (Чудным желанием.) Какое же «чудо» наполнило её таким желанием? Смотрим предыдущую строфу.

…звук его песни в душе молодой
Остался…

Чудное пение ангела наполнило «чудным желанием» эту душу. Казалось бы, чудесное ангельское пение должно было вселить в душу радостное чувство. А оно вызвало такое чувство и такое желание, которые томили душу. Почему?

Мы подошли к вопросу, ответ на который является главной мыслью стихотворения, той мыслью, ради которой оно создано и которая называется идеей произведения.

Какова же идея стихотворения Лермонтова «Ангел»?

В этом стихотворении выражено стремление человеческой души к идеалу, к совершенству. И невозможность достигнуть идеала. Последние две строчки строфы:

И звуков небес заменить не могли
      Ей скучные песни земли -

поясняют то, о чём речь в предыдущих строчках:

И долго на свете томилась она,
     Желанием чудным полна…

«Звуки небес» и являлись как раз тем идеалом, к которому стремилась душа, томясь… где? - смотрим в стихотворении. (На свете.) На свете - то есть где? (На земле, среди людей.) Долго она томилась на свете? (Долго. Может быть, даже всю свою земную жизнь.)

*     *     *

Особого внимания требует и местоимение «ей» в этих строчках. Оно не однозначно. К нему можно поставить два разных вопроса. Давайте продумаем оба варианта.

Прочтём фрагмент предложения: заменить не могли ей. Поставьте полный вопрос к слову «ей». (Кому не могли заменить? - Ей.) Смысл предложения такой: скучные песни земли заменить не могли ей звуков небес. Как охарактеризованы земные песни? (Они скучные.)

Теперь прочитаем другой фрагмент того же предложения:

Ей скучные песни земли.

Поставьте полный вопрос к слову «ей». (Скучные кому? - Ей.) При таком подходе к местоимению «ей» предложение приобретает иной смысл: «песни земли, скучные ей, не могли заменить звуков небес». Является ли теперь эпитет скучные характеристикой земных песен?.. Не является: если песни скучны ей (душе), то это не значит, что они действительно скучные.

В первом случае мы выделили логическим ударением прилагательное «скучные», а во втором случае выделили местоимение «ей». Какой из этих вариантов более подходит к содержанию произведения?..

*      *      *

Теперь нам осталось выяснить, как построено стихотворение. Это необходимо знать, чтобы глубже прочувствовать его стройность и гармоничность.

Каждая строфа - это цельное предложение. Оно является сложным и состоит из двух простых: каждая пара строк - это простое предложение.

Давайте выделим цветом простые предложения и перечитаем стихотворение, - и мы чётко услышим закономерность расположения стихов*.

*Примечание: стихотворная строчка называется стихом.


По небу полуночи ангел летел,
       И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
       Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
      Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
      Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс
      Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
     Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
      Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
      Ей скучные песни земли.

Что услышали? (В каждом простом предложении вторые стихи короче первых.) Как это графически оформлено? (Короткие строчки сдвинуты вправо.)

______________

Информация для учителя.

При объяснительном чтении стихотворения стремимся к тому, чтобы сам процесс работы над произведением вызывал у учащихся эмоционально-эстетические чувства, переживание радости от соприкосновения с миром поэзии.
На классной доске запись:

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз…
      внимать
      томиться
      блаженство
      куща

Скачать статью.