М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Две «Молитвы».
Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…)
С самых ранних лет Лермонтов стал задумываться о своём предназначении в жизни. А пятнадцатилетним подростком он написал стихотворение, в котором рассказывает о сформировавшихся уже основных своих жизненных принципах и при этом оценивает их с позиций христиани́на. Для верующего - а Лермонтов был верующим - эта оценка крайне неутешительна.
Стихотворение он назвал «Молитвой». Молитва - это обращение к Богу. Вот о чём говорит пятнадцатилетний Лермонтов, обращаясь к Богу:
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волнения
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Мы прочли первую часть обращения юного Лермонтова к Богу. Перечитаем и обдумаем её.
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю…
«Не обвиняй…» - говорит Лермонтов. Считает ли он себя виновным в своих грехах?.. Не кажется ли вам, что непозволительно смело для верующего он заявляет Всесильному: не обвиняй, не карай, - вместо того, чтобы покорно положиться на волю Божью?..
Далее Лермонтов перечисляет свои грехи перед Всевышним, за которые просит не обвинять и не карать его.
За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю…
Подумаем, с какой интонацией надо читать эти строчки: выделив слово мрак или слово земли?.. Местоимение «её» требует выделить смысловым ударением существительное «земли»: могильный мрак земли с её страстями я люблю.
Какой же глубинный смысл приобретает фраза, когда выделяем существительное «земли»? В христианстве земное противопоставляется... чему? (Небесному.) Церковь требует думать прежде всего о небесном, то есть о Боге и вечной жизни после смерти, а потом уже о земном, о «могильном». Интонация со смысловым ударением на слове земли напоминает нам об этом требовании Церкви.
Следует ли церковному предписанию Лермонтов?..
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя…
Церковь требует от верующих богобоязненного, безропотного, благоговейного отношения к Слову Божьему. Как видим, Лермонтов и здесь не соблюдает предписаний Церкви. Понимаете, какой это тяжкий грех в глазах верующих людей? А Лермонтов - не забывайте об этом! - был верующим.
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далёко от Тебя…
Что заставляет его ум бродить? (Ум «бродит» в поисках ответов на возникающие вопросы.) Уже в раннем возрасте Лермонтову не давали покоя коренные проблемы человеческого бытия, такие, как, например, о назначении человека в земной жизни.
Согласно учению Церкви, в священных писаниях содержатся ответы на все вопросы, которые могут волновать человека. Лермонтов же ищет ответы не в священных книгах, а где? (Далёко от Бога, в окружающей жизни, в том же «мраке земли».) С точки зрения Церкви, Лермонтов проявляет гордыню, а это опять же большой грех.
Находит ли Лермонтов ответы на свои вопросы? Заметьте: ум бродит в заблужденьи...
Скажите, как называется раскалённая огненно-жидкая масса, извергаемая вулканом? (Лава.) А теперь прочтём следующую пару строк.
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей…
Представьте в воображении извержение вулкана... Вот такая титаническая сила вызывает в Лермонтове страсть к творчеству. А всякая страсть, согласно учению Церкви, греховна.
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей…
Понятно ли выражение мрачат стекло моих очей?.. Назовите прилагательное, имеющее общий корень с устаревшим глаголом мрачат, - неопределённая форма его «мрачить». (Мрачный.) Выражения «мрачный взор», «мрачные глаза» проясняют фразу.
Но что это за «волненья», которые мрачат глаза пятнадцатилетнего Лермонтова? Ответ ищем в предыдущих строчках. Это прежде всего, конечно, лава поэтического вдохновения, которая клокочет в его груди и вызывает стихи безрадостные; это размышления ума о земных страстях и мраке, - размышления, далёкие от всего божественного; это любовь к земному, к тому же мраку и тем же страстям.
Неодолимой тягой к творчеству, глубокими и тяжёлыми раздумьями, острыми переживаниями было заполнено всё существо юного поэта, заполнено «до тесноты». А вызваны были они окружающей действительностью, «земным миром». Вот как об этом говорит Лермонтов, - смотрим следующую строчку:
За то, что мир земной мне тесен…
Читаем дальше.
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Почему юный поэт “не молится» своими «песнями» Богу?.. Он боится проникнуть к Богу.
Что для Лермонтова означает «проникнуть к Богу» и почему он боится этого, узнаем, дочитав стихотворение до конца.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
Как вы поняли эту часть стихотворения? Не просит ли Лермонтов Всевышнего освободить его от продолжения согрешений? Ведь все глаголы в повелительном наклонении: угаси, преобрати, останови; а выражение «пускай, Творец, освобожусь» здесь имеет значение «освободи». Неужели Лермонтов готов отказаться от всего, чем он духовно наполнен?..
Однако будем внимательны: перед глаголом угаси стоит слово «но». Прочтите первую и последнюю строчки с логическим ударением на глаголе угаси:
*Но угаси сей чудный пламень -
К Тебе я снова обращусь.
Что значит «но угаси»? («Но если угасишь».) Союз «но», которым начинается предложение, относится и к остальным глаголам.
«Но преобрази» как надо понимать? (Но если преобразишь.)
«Но останови» - ? (Но если остановишь.)
«Но пускай освобожусь» - ? (Но если освобожусь.)
Давайте перечитаем и продумаем вторую часть стихотворения.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр…
Обратим внимание на выражение сей пламень. Употреблено местоимение сей, - значит, об этом «пламени» уже говорилось. Найдём слова о нём. (Лава вдохновенья клокочет на груди моей.) Так что называет Лермонтов «чудным пламенем»? (Поэтическое вдохновение.)
Что это за всесожигающий костёр? Да то же самое, что и «чудный пламень», «лава вдохновенья».
Заметим: лава, вытекая из кратера вулкана, тоже подобна «всесожигающему» огню.
Вот какой силы страсть побуждает Лермонтова к поэтическому творчеству!
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор…
Просит ли поэт «преобратить» ему пламенное сердце в холодный камень?..
Понятна ли фраза «останови холодный взор»?.. Остановить можно то, что движется, то, что «бродит». Слова «останови голодный взор» и «в заблужденьи бродит мой ум далёко от Тебя» - о духовных исканиях Лермонтова, о том, чем «голоден», что ищет пытливый юноша.
Продолжим чтение.
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь…
О том, какова «жажда песнопенья» у Лермонтова, мы уже знаем. Вспомните: «лава вдохновенья клокочет на груди моей».
Дочитаем стихотворение до конца.
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
О каком спасении говорит Лермонтов? (О спасении души.) Согласно христианскому вероучению, душа вечна и после смерти человека продолжает сознательное существование. При этом её дальнейшая судьба - быть в раю или аду - определяется Божьим судом. Душа будет спасена от вечного наказания, если человек вёл богоугодную земную жизнь.
Однако богоугодный образ жизни требует от Лермонтова его полного перевоплощения, полного преображения. Вспомните, как Лермонтов об этом говорит: Преобрати мне сердце в камень.
Земной путь спасения «тесен» Лермонтову. Чтобы обратиться к Богу, Лермонтову необходимо отказаться от всего того, чем наполнен он внутренне, чем он живёт. Но такая плата за спасение пугает его: К Тебе ж проникнуть я боюсь.
Вот такой полный драматизма жизненный путь определился для Михаила Лермонтова уже к его пятнадцати годам. Чистосердечно и безбоязненно говорит он об этом перед Богом.
Молитва (В минуту жизни трудную...)
Через десять лет Лермонтов пишет стихотворение, которое также назовёт «Молитва». О том, как появилось оно на свет, известно из воспоминаний о поэте А. О. Смирновой-Россет:
Машенька (это молодая княжна Мария Щербатова) велела ему (то есть Лермонтову) молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.
Давайте прочтём их.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Какое отличие между этими стихотворениями с одинаковыми названиями - «Молитва» - сразу бросается в глаза?.. Если юношеское стихотворение 1829 года является действительно молитвой, то есть обращением к Богу, то стихотворение 1839 года, собственно, не молитва, а о молитве. Причём, о молитве церковной, канонической, такой, которую поют в храмах во время богослужений.
Не возникла ли у вас мысль, что Лермонтов отошёл от своих прежних жизненных позиций?.. Мы ещё вернёмся к этому вопросу, но прежде давайте внимательно перечитаем второе стихотворение.
Сначала выясним, когда Лермонтов вспоминает молитву? Смотрим первую строчку:
В минуту жизни трудную…
А ещё когда? Смотрим следующую строчку:
Теснится ль в сердце грусть…
«Теснится ль» - как иначе можно это сказать? (Или теснится.) Перескажем полнее и правильнее содержание второго стиха: или когда теснится в сердце грусть. Лермонтов опускает наречие «когда»; в результате фраза приобретает лаконичность, то есть краткость, становится необычной - такой, какая несвойственна прозаической речи, но хорошо вписывается в поэтическую речь.
А теперь подумаем, как понимать выражение «теснится грусть». Если грусть «теснится», много или мало должно быть этой грусти?.. Подберите эпитеты к слову грусть для данной фразы. (Большая, тяжёлая, всеохватывающая, удручающая, угнетающая.)
Можно полагать, что здесь речь идёт о такой трудной минуте и такой грусти, когда «дикие волненья мрачат стекло очей», когда «мир земной тесен». Можно полагать, что причиной, которая вызывает потребность обратиться к молитве, является то же самое душевное состояние поэта, о котором мы знаем из его юношеского стихотворения.
Прочтём строфу целиком.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Вспомним, как возникло у Лермонтова это стихотворение. «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал…» Как видим, Лермонтов близко к сердцу принял просьбу Машеньки молиться.
Итак, один верующий (Машенька) дал добрый совет другому верующему (Лермонтову) «молиться, когда у него тоска». О том, как воспринимается молитва Лермонтовым, прочтём в следующей строфе.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Так чем является молитва для Лермонтова? Смотрим строчку вторую. (Созвучьем слов живых.) Внимательно присмотримся к слову созвучие. Что оно означает? Из толковых словарей уточняем: гармоническое сочетание звуков, приятное для слуха.
Но Лермонтов говорит не о гармонии звуков, а о чём? (О гармонии слов.) В прямом или переносном значении употребляет он существительное созвучие? (В переносном.) Какое свойство молитвы вырисовывается выражением «созвучье слов»? (Её способность вызывать у верующих гармонию чувств и мыслей.)
А какой силой обдает эта гармония? - смотрим строчку выше. (Благодатной.) Из каких слов образовано это прилагательное? (Из глагола «дать» и существительного «благо».) Благодатный - значит «дающий благо». Благодатная сила молитвы приносит в душу Лермонтова гармонию чувств и мыслей благостных, умиротворённых, полных покоя и удовлетворения.
Перечитаем эти две строчки.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых…
И смотрим следующие две строки:
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Выражение дышит прелесть необычно. Мы, наверное, сказали бы иначе о словах молитвы: «в них есть прелесть». То есть ответили бы на вопрос «есть ли прелесть?» Для Лермонтова такого вопроса не существует. Он ощущает само дыхание этой прелести. И остро переживает возникшее чувство. И у нас, когда читаем эти строки, возникает желание уловить это дыхание, доступное поэту. Не так ли?..
Какими определениями характеризует поэт прелесть молитвенных слов? (Непонятная, святая.) Вряд ли есть необходимость объяснять, почему святая. В молитве всё святое. И прелесть её тоже святая.
Но вот почему «непонятная»?.. Понятно и объяснимо то, что воспринимается разумом. А красивое, милое, прелестное доходит до нас через сердце. Всё, что из области прекрасного, разум не в состоянии донести до нашего сознания. Потому что для того, чтобы объяснить, сделать понятным, он расчленяет, разделяет, разлагает на составные части то, что объясняет. Но может ли прекрасное остаться прекрасным, если его разложить на составные части?..
Лишь наше сердце способно воспринимать предметы нашего внимания как единое целое, не лишая их обаяния. Но сердце не объясняет. Прелесть молитвенных слов остаётся непонятной, потому что воспринимается сердцем, проходит через сердце, а не через разум.
Давайте перечитаем вторую строфу.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Отыщем те строчки в юношеском стихотворении-молитве, которые перекликаются с прочитанной строфой:
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя…
Постоянно занятый размышлениями о земном, юный поэт редко воспринимал живых речей Божьих. Теперь же Лермонтов рассказал о том впечатлении, которое производят на его душу слова молитвы в минуты отвлечения от тяжких раздумий. Заметим также: и Божья речь, и слова молитвы охарактеризованы одним эпитетом: живые.
В последней, заключительной строфе рассказывается о том, как преображается душевное состояние поэта под воздействием благодатной молитвенной силы. Смотрим первую и последнюю строчки строфы.
С души как бремя скатится…
И так легко, легко.
В далёком прошлом существительное бремя имело значение «ноша», а точнее - «тяжёлая ноша». Представьте мысленно каждый себе, что изнемогаете от тяжкой ноши. Но вот донесли и освободились от бремени. И появилось приятное чувство облегчения, стало легко-легко.
О каком же «бремени» говорит Лермонтов? Обращаемся снова к тексту строфы.
С души как бремя скатится…
Почему возникает такое чувство, будто бы «бремя скатилось», объясняется в следующей строке:
Сомненье далеко…
Далеко сомненье, которое изнуряет, разрывает душу, о котором говорил Лермонтов в юношеском стихотворении. Найдём те слова:
…в заблужденьи бродит
Мой ум далёко от Тебя.
Сейчас далеки все сомнения, заблуждения, поиски во «мраке земном». Сейчас - смотрим на следующей строчке - верится. Оттого и «так легко, легко» на душе. Душа отдыхает от сомнений и заблуждений.
Смотрим далее:
…и плачется…
Но плачется уже не теми слезами, которые «мрачили стекло очей». Плачется слезами, облегчающими душу. Перечитаем строфу.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Теперь можем ответить на вопрос: не изменил ли Лермонтов своим юношеским идеалам?
В стихотворениях-молитвах 1829-го и 1839-го годов мы не видим разногласий в изображении гражданской позиции поэта. В юношеском стихотворении Лермонтов рассказывает о тех нравственных принципах, которыми руководствуется в жизни и творчестве. В стихотворении же 1839-го года рассказывает о минутах расслабления от напряжённой духовной работы.
Перечитайте стихотворение-молитву «В минуту жизни трудную…», а также послушайте его в исполнении молодёжного церковного хора (руководитель хора Малин)*.
___________________
* Малин-Хор-В минуту жизни трудную-You Tube
Молитва.
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
1829 г.
Молитва.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
1839 г.
___________________
Информация для учителя.
В стихотворениях отражена общественная позиция М. Ю. Лермонтова, которая характеризует его как поэта и гражданина целеустремлённого, неустрашимого, преданного высоким идеалам истины и справедливости. Одна из основных задач урока - при аналитическом чтении стихотворений донести до сознания подростков образ пытливого и мужественного человека, сформировавшийся уже в его детские годы.