В. В. МАЯКОВСКИЙ
Необычайное приключение, бывшее
с Владимиром Маяковским летом на даче.
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 вёрст по Ярославской жел. дор.)
Стихотворения Владимира Владимировича Маяковского настолько своеобразны, что всех любителей поэзии разделили на два лагеря: одни являются поклонниками творчества поэта, другие не принимают его совсем. Безразличных к поэзии Маяковского нет. И тому много причин. Одна из них заключается в том, что стихи В. Маяковского требуют от читателя напряжённого внимания, постоянного обдумывания читаемого текста.
Прочтём заголовок стихотворения... Обратите внимание: название стихотворения чётко определяет его тему. Под заголовком - приписка, прочтём и её:
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 вёрст по Ярославской железной дороге.)
Пушкино - это железнодорожная станция в двадцати семи верстах от Москвы. Верста - русская мера длины, чуть больше километра. Маяковский указывает точный адрес необычайного приключения, чтобы исключить всякие сомнения в правдивости рассказа.
Читаем первую строчку стихотворения.
В сто сорок солнц закат пылал.
Хотя смысл фразы в общем понятен, внимательному читателю уже есть над чем призадуматься. Слышал ли кто-нибудь из вас в обыденной речи, например, такое: закат пылает в несколько солнц?.. Выражение в сто сорок солнц придумано Маяковским, и уже само начало стихотворения поражает нас таким необычным речевым оборотом.
Но подумайте, нельзя ли подобные выражения найти в русском языке?.. Оказывается, можно. Например, «играть на рояле в четыре руки». Как играть? (В четыре руки.) «Петь в два голоса». Как петь? (В два голоса.)
В сто сорок солнц закат пылал. Как пылал? (В сто сорок солнц.)
Каждый из нас, конечно, не раз наблюдал закат - красную или золотистую полосу неба у горизонта. Это солнце, скрывшись за горизонтом, продолжает освещать часть неба.
У Маяковского не одно солнце освещает небо, а сколько?.. Представьте, как ярко должно пылать небо, если за горизонт закатилось не одно, а сто сорок солнц!
В каких произведениях часто встречаются подобные преувеличения? (Устного народного творчества, особенно в сказках и былинах.) Вспомните, как называется такой художественный приём, когда что-либо чрезмерно преувеличивается. (Гипéрбола.) Чем является выражение «в сто сорок солнц»? (Гиперболой.)
На чём вы сделали бы смысловое ударение при чтении первой строчки стихотворения? На слове пылал, или на слове закат, или на словосочетании в сто сорок солнц? Что в этом высказывании является главным по смыслу?..
Прочитаем первое предложение стихотворения целиком.
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Какие необычные обороты речи отметите теперь? (Катилось лето, жара плыла.)
Куда катилось лето? (В июль.) Июль в народе называют макушкой лета - самое жаркое время года. Потому и закат пылал в сто сорок солнц.
Жара плыла. Давайте вспомним, какие явления наблюдаются в сухой жаркий летний день. Плавится… (асфальт.) По стволам хвойных деревьев - елей и сосен - течёт… (смола.) Сама жара как бы «плывёт» в знойном воздухе.
Прочтём следующие две строки.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою.
Непонятно? Давайте проникнем в смысл сказанного.
Что называют пригорком? (Небольшой холм.)
Теперь о словосочетании пригорок Пушкино. Например, мы говорим: «улицы в Москве» и «улицы Москвы». Подобным образом можно сказать пригорок в Пушкино (где? - в Пушкино) и можно сказать пригорок Пушкино (пригорок чего? - Пушкино). Существительное Пушкино не склоняется.
Пригорок… горбил. От какого существительного происходит глагол горбил, горбить? (Горб.) О всяком пригорке можно сказать, что он «горбит», потому что в чём-то напоминает горб. Но что значит горбил Акуловой горою? Пригорок в Пушкино называли Акуловой горою, - смотрите приписку автора под заголовком стихотворения: Пушкино, Акулова гора...
Читаем следующие две строчки.
А низ горы -
деревней был…
Смысл сказанного прозрачен и объяснения не требует. Однако мы имеем дело с поэтическим произведением и должны стремиться не только понять смысл прочитанного, но и проявлять самое пристальное внимание к языку. Наверное, никто, кроме Маяковского, не сказал бы так «неправильно». Но не будем переводить язык поэзии на язык обыденной речи. Давайте лучше постараемся просто увидеть мысленным взором картину, изображённую поэтом: вот пригорок, и внизу этого пригорка - деревня.
Увидели в своём воображении картину - и вновь обращаемся к тексту, читаем предложение до конца.
А низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
Вот тут уже есть над чем призадуматься! Слова низ горы… кривился крыш корою заставляют уточнить, дополнить увиденную нами картину.
Мы смотрим на деревню со стороны, издали, и видим так много домов, что крыши их как бы сливаются в одну. Мы видим верхнюю часть горы до этих крыш. Немного фантазии - и можно вообразить, что эти крыши есть нижняя часть самой горы.
Ещё немного воображения - и «низ горы из крыш» можно уподобить древесной коре: подобно коре дерева, окаймляющей ствол, полоса из крыш окаймляет гору снизу. Низ горы был корою, но не древесной, а корою крыш. Эта «кора» была не ровная, а кривилась, потому что крыши деревенских домов не плоские, да и сами дома разной высоты.
Заметьте: чётко слышится скопление звуков [кр] во фразе: кривился крыш корою - и это не случайность.
Теперь прочтите стихотворение Владимира Владимировича Маяковского о необычайном приключении, произошедшем с ним летом на даче. Верить или не верить рассказанному, каждый из вас решит для себя сам.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.
(Пушкино, Акулова гора, Дача Румянцева, 27 вёрст по Ярославской жел. дор.)
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днём
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе всё поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать -
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Чёрт дёрнул дерзости мои
орать ему, -
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, -
и степенность
забыв,
сижу разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
- Поди, попробуй! -
А вот идёшь -
взялось идти,
идёшь - и светишь в оба!»
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём,
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
а ты - своё,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма -
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!
1920 г.
Понравилось стихотворение? Увлекательный рассказ? Интересно было читать?.. Я не спрашиваю, можно ли верить рассказанному, - у каждого из вас ещё будет время подумать об этом. А сейчас давайте перечитаем его, так сказать, «под микроскопом», внимательно вникая в текст.
Предварительно замечу, что всё стихотворение состоит из отдельных строф, в каждой строфе по четыре стихотворной строки. Прочитаем первую строфу, считая её стихотворные строки.
Первая строка: в сто сорок солнц закат пылал.
Вторая: в июль катилось лето.
Третья: была жара,
жара плыла.
Четвёртая: на даче было это.
Как видите, третья стихотворная строка разделена на два отрезка: «была жара» и «жара плыла». Для чего это сделано? Такую разбитую на части строку легче прочитать правильно и выразительно. Почему? Между частями невольно делаешь паузу, отчего каждая часть приобретает интонационную законченность, как это бывает в нашей обычной разговорной речи.
Послушайте следующие две строфы.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
Теперь нам понятно, зачем в стихотворении говорится о деревне: чтобы объяснить, где находится «дыра», в которую, как догадывался Маяковский, спускалось солнце.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
Вставало какое солнце?.. Ало - краткая форма прилагательного алое.
Чем солнце «заливает» мир, каждый из нас испытывает на себе в солнечную погоду.
И день за днём
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе всё поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Пéкло - сильный жар, место, где очень жарко; например, пекло костра - его горящие угли.
А что означает глагол шляться? (Ходить, бродить без цели и без дела.)
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Маяковский был не только поэтом, но ещё и художником. Конечно, если не выходить на улицу, потому что всё время корпишь над плакатами, не будешь знать «ни зим, ни лет».
В русском языке не существует слова занéжен, его придумал Маяковский. Однако мы можем легко отыскать родственные ему слова. (Нежить, нежный.)
Прочитаем следующую строфу.
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Как поэт называет светило?.. Вот ещё одно слово, созданное Маяковским: златолобо. А заметили, как поэт «играет» глаголами в выражениях «без дела заходить» и «на чай зашло бы»?..
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Приглашение - не принуждение. Само, по доброй воле солнце свернуло со своего извечного пути и направилось к Владимиру Маяковскому. Как оно шагает?..
Хочу испуг не показать -
и ретируюсь задом.
Глагол ретировáться означает «отступать, уходить, скрываться».
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
Чувствуете, как напряжённо следит за солнцем Маяковский?.. Почему? (Он испугался.) Каждый из нас, наверное, испугался бы, окажись на его месте.
Между этими предложениями можно поставить запятую, а стоит точка. Почему? (Точка требует более длительную паузу при чтении, тем самым лучше передаётся душевное состояние испуганного человека.)
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
Как входило солнце? (Через окна, двери, щели.) Постарайтесь в своём воображении представить эту картину.
На какой вопрос отвечает глагол валилась? (Что делала?) Масса валилась.
ввалилось…
А глагол ввалилось на какой вопрос отвечает? (Что сделало?)
У глагола отсутствует подлежащее; скажите, что ввалилось: масса или солнце? (Глагол в форме среднего рода, - солнце ввалилось.)
дух переведя,
заговорило басом.
Чувствуете, каким уставшим солнце явилось к Маяковскому? Оно заговорило, дух переведя, то есть после того, как отдышалось.
Что же оно сказало?
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
В разговорной речи мы нередко опускаем слова, не договариваем фразы до конца. Так поступает и солнце. Оно говорит: Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. С сотворения чего: мира или солнца?..
Нельзя не заметить «игру» глаголами. В каких словосочетаниях это видим? ( «Гоню огни» - и «гони варенье», «чаи гони».)
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Как видите, и в авторской речи стихотворения тоже опущены многие слова, знаками тире отмечены их пропуски. Создаётся впечатление, что мы не читаем, а слушаем Маяковского.
Чёрт дёрнул дерзости мои
орать ему, -
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Сел на уголок скамьи, подальше от кого? (От солнца.)
Сконфузить - привести кого-либо в состояние смущения, неловкости. Сконфуженный, сконфужен - быть в таком состоянии.
Но странная из солнца ясь
струилась…
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Слово ясь придумано Маяковским. Какое прилагательное напоминает оно?.. Вспомните, с каким эпитетом неразрывно связано солнышко в произведениях устного народного творчества? (Ясное.)
Степенность забыв. - О каком человеке можно сказать степенный? (О человеке рассудительно-серьёзном, важном, чинном.)
А что значит постепенно? (Не сразу, понемногу, мало-помалу.)
Про то,
про это говорю,
что-де заела РОСТА…
Маяковский в течение длительного времени работал в Российском телеграфном агентстве (сокращённо - РОСТА), где с группой художников создавал яркие политические и агитационные плакаты. Работал, не зная «ни зим, ни лет».
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
- Поди, попробуй! -
А вот идёшь -
взялось идти,
идёшь - и светишь в оба!»
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём,
у мира в сером хламе.
Глаголы вспоём, взорим созданы Маяковским. От какого слова образован глагол вспоём? (От глагола спеть, споём.)
Теперь о непонятном глаголе взорим. Скажите, солнце предлагает поэту действовать порознь или совместно? (Совместно.) Но скажите, разве солнце «поёт»?.. Так кому петь? (Поэту.) А что сделает солнце? (Взорит.)
Давайте найдём корень глагола взорим. У глагола вспоём «в» является приставкой; это наводит на мысль, что и у глагола взорим «в» является... чем? (Тоже приставкой.) Если это так, то какой корень у глагола взорим? (-зор-.) От какого существительного образован глагол взорим? (Заря, зори.)
Поэт вспоёт, солнце взорит.
Читаем дальше.
Я буду солнце лить своё,
а ты - своё,
стихами».
Вспомним: А завтра снова мир залить вставало солнце ало.
Солнце вставало, чтобы «залить» мир чем? (Солнцем.)
Принимает ли поэт предложение солнца действовать совместно? Сейчас это узнаем.
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Не понятно?.. Давайте продумаем сказанное.
Смотрим последнюю строчку. Пала под чем? (Под двустволкой.)
Двустволка - что это? (Двуствольное ружьё, ружьё с двумя стволами.)
Стена теней, ночей тюрьма пала под двустволкой.
Обратите внимание: глагол пала в единственном числе вместо ожидаемого множественного: стена, тюрьма пали. Какой вывод мы должны сделать из этого?..
Выражения «стена теней» и «ночей тюрьма» означают одно и то же: темень в сером хламе мира. Эта темень пала под двустволкой солнц.
Каких солнц? (Небесного светила и поэта.)
Так принял или не принял Маяковский предложение солнца действовать совместно?..
Стихов и света кутерьма -
сияй во что попало!
Значение слова кутерьмá - «беспорядок, неразбериха, хаос».
Продумаем первую строчку. Порядок там, где каждая вещь находится на своём месте, отделена от других вещей, а беспорядок, «кутерьма» там, где всё перемешано. Стихов и света кутерьма надо понимать как «смесь стихов и света», слияние их в нераздельное целое.
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Сонница. - От существительного бессонница Маяковский отнял приставку бес- и получил нужное ему слово, отсутствующее в русском языке. Кого или что поэт называет тупой сонницей? (Ночь.)
Смотрим текст: ночь, тупая сонница, хочет прилечь когда? (Когда устанет «то».)
Местоимение, как вы знаете, потому и называется местоимением, что оно употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного. Какое же слово заменяет здесь местоимение то?..
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится!
Устанет то - я… светаю. Так какое слово заменяет местоимение то? (Существительное «солнце».) Устанет солнце - я светаю, и снова день трезвонится.
Теперь о выражении день трезвонится. Глагол трезвóнить означает «звонить во все колокола церкви». Трезвонят когда?.. (Перед началом церковной службы, в дни больших православных праздников.) Трезвон колоколов создаёт радостное, приподнятое, праздничное настроение у прихожан. Глагол трезвонить не имеет возвратной формы, то есть не употребляется с частицей «ся»: трезвонится - форма, созданная Маяковским. День трезвонится.
И глагол светать употребляется только в форме 3-го лица единственного числа: светает. Форма светаю отсутствует в русском языке.
Откажись поэт от этих грамматических «неправильностей», его рассказ потерял бы свою лаконичность (то есть краткость) и экспрессивность (то есть выразительность).
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!
До дней последних донца. Донце - уменьшительная форма какого существительного? (Дно.) До донца - то есть «до дна», «до конца».
Светить… до дней последних донца - то есть «светить до донца последних дней».
______________
Перед каждым человеком постоянно простирается множество жизненных дорог, и ведут они к разным целям. Какой же путь, объединившись, освещают людям поэт и солнце? В стихотворении нет ответа на этот вопрос. Вот каким он был у автора "Необычайного приключения...".
Владимир Владимирович Маяковский принадлежит к тому поколению наших соотечественников, которому суждено было свергнуть царское самодержавие и заложить основы нового государственного устройства страны. Это было время надежд на возможность осуществления извечной мечты человечества о построении общества на принципах равенства и справедливости. Самые преданные и активные сторонники этой идеи объединялись в революционные организации для жестокой непримиримой борьбы за достижение цели, которая казалась им уже недалёкой. В жертву приносилось всё: собственное благополучие меняли на каторжное существование, не щадили ни своего здоровья, ни своей жизни. Однако они недооценили могущества «серого хлама мира». Но в том не их вина.
Проиллюстрирую это фактами из жизни Маяковского.
Владимир Маяковский рано присоединился к революционному движению за переустройство общества. Четырнадцатилетним мальчиком он вступил в партию большевиков. В то время партия была под запретом и работала в подполье. Володя разносил политическую литературу, помогал организовывать явки и агитацию среди рабочих.
Вскоре его арестовали: полиция устроила засаду на квартире, где находилась подпольная партийная типография. У Володи нашли газеты и листовки, отпечатанные в этой типографии. Следствие тянулось полторы недели, после чего мальчика отпустили на свободу как несовершеннолетнего. Выражение «на свободу» здесь необходимо заключить в кавычки, так как эта свобода была под постоянным наблюдением полиции. Хозяин же квартиры, рабочий-революционер Трифонов, был осужден на шесть лет каторжных работ.
Выйдя из-под стражи, Володя не прекратил своей работы в партии и вскоре снова был арестован. На этот раз он провел в следственной тюрьме значительно больше времени — полтора месяца.
За две недели до шестнадцатилетия — третий арест. Володю арестовали за участие в организации побега из тюрьмы группы женщин, политических заключенных. Побег удался, но его организаторов поймали.
В следственной тюрьме Володя был назначен старостой. В отношениях с работниками тюрьмы он проявлял строптивость и дерзость. Пользуясь правом старосты, вмешивался в действия тюремного начальства, выступал с вызывающе «противозаконными» речами.
Поэтому продержали Володю здесь недолго. Вскоре его перевели в центральную пересылочную тюрьму в одиночную камеру, и 16-летний юноша провёл около пяти месяцев в полной изоляции от окружающего мира.
Представьте себя на месте Володи, ведь он был почти в вашем возрасте. Камера — три на два метра; койка, стол, глухие стены; маленькое зарешеченное окошко. Как бы вы себя чувствовали, находясь в такой обстановке? И чем бы вы занимались?..
Чтобы время отсидки прошло не впустую, юноша решил заняться самообразованием. Все пять месяцев практически без перерыва Володя читал. Впрочем, он и раньше читал много. Особенно увлекался книгами политического содержания. Но узникам политическую литературу передавать не разрешалось. Зато хорошо познакомился с современной художественной литературой. Многое из того, что прочитал Маяковский в книгах, удивило его, показалось неожиданным, особенно современные стихи. Они поражали новизной и совершенством формы, но не содержали того, чем жил Володя. Тогда-то его и потянуло к сочинению собственных стихов…
Маяковский пробовал писать так же изящно, как современные поэты, но о том, что волновало его. Оказалось, так о другом писать нельзя. Начались поиски собственных стихов - таких, которые звали бы к революционному переустройству мира.
Мучительные раздумья о месте поэта и роли поэзии в обществе не покидали Маяковского на протяжении всей его творческой жизни. О том, в чём видится ему смысл и цель поэзии, он рассказал в стихотворении «Необычайное приключение...».
Не знаю, кому как, но когда я перечитываю стихотворение, мне трудно отказаться от мысли, что такая встреча у Маяковского с Солнцем была!