А. С. ПУШКИН
Бесы.
Представьте себе, что вы находитесь на уроке и слушаете учителя или сами ведёте урок...
На слух мы без труда отличаем стихи от прозы. А задумывались вы о том, чем отличаются стихи от прозы? Сегодня мы выявим главную особенность стихотворной речи.
На доске записан отрывок из стихотворения. Сейчас я прочту его первую строчку, первый стих, — стихотворные строки иначе называют стихами. Читать буду неторопливо, по слогам, а вы на своих листочках на каждый слог рисуйте чёрточку, — у вас получится строчка из чёрточек.
«Эй! по-шёл, ям-щик!..» — «Нет мо-чи
У вас должна получиться вот такая дорожка из восьми чёрточек:
_ _ _ _ _ _ _ _
Проверьте свои рисунки и, если у кого не так, исправьте.
Теперь я прочту следующий стих, а вы также чёрточками отметьте каждый слог. Делать это надо аккуратно, располагая чёрточки под уже нарисованными ранее.
Ко-ня́м, ба-рин, тя-же-ло
Схема должна принять такой вид:
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
У кого получилось не так, перерисуйте.
Читаю третью строчку по слогам, а вы зарисуйте её; как это надо делать, вы уже знаете.
Вью-га мне сли-па-ет о-чи
(Под диктовку учителя дети рисуют схему всей строфы.)
Когда зарисуете последнюю строчку, у вас должна получиться вот такая стройная схема: у кого не так, перерисуйте.
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
Внимательно посмотрите на схему. Что вы можете сказать о количестве слогов в строчках этого стихотворного текста?..
Наша речь состоит из слов, а слова из слогов. В прозаической речи мы не обращаем внимания на количество слогов. Иное дело в речи поэтической. Количество слогов в стихотворных строчках не беспорядочно, не хаотично, но вполне определённо. Можно сказать, здесь каждый слог на учёте.
Но это ещё не всё, чем отличается стихотворная речь от прозаической. Давайте обратим внимание на ударения в стихах. Слоги в словах, как вы знаете, бывают ударными и безударными. В прозаической речи ударные и безударные слоги находятся в беспорядке, как придётся. Посмотрим, как в речи стихотворной.
Послушайте первый стих этого отрывка и обратите внимание на то, в каком порядке располагаются в стихе ударные и безударные слоги:
э́й | по-шё́л | ям-щи́к | нет мо́ | чи
Слово нет я не выделила ударением, так как словосочетание «нет мочи» произносится с одним ударением. Ещё раз послушайте эту строчку...
В стихе ударные и безударные слоги располагаются поочерёдно, чередуются между собой.
Послушайте шестой стих:
сби́-лись | мы́ что | де́-лать | на́м
В этом стихе ударные и безударные слоги тоже чередуются.
Послушайте седьмой стих:
в по́-ле | бе́с нас | во́-дит | ви́д-но
И в этом стихе ударные и безударные слоги чередуются.
Представьте себе, что вы где-нибудь случайно услышали такую фразу: Вьюга мне слипает очи. Наверное, невольно у вас возникнет мысль: да ведь это стих! Почему возникает такая мысль? (Потому что уловили правильное чередование ударных и безударных слогов.)
А теперь представьте себе, что вы также случайно услышали такую фразу: Все дороги занесло. Может ли возникнуть у вас мысль о том, что это стихи?.. Почему не может? (Потому что в фразе нет правильного чередования ударных и безударных слогов.)
Однако эта фраза в стихотворном тексте является стихом! Послушайте, как она звучит в паре с предшествующей строчкой:
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло.
Почему же чисто прозаическая фраза стала стихом? Как нам это выяснить?
Поскольку проблема связана с ударениями, давайте в нарисованной нами схеме проставим все ударения этого стихотворного текста. Я прочитаю отрывок целиком, особо выделяя ударные слоги, а вы эти слоги на схемах у себя отметьте знаком ударения. Слова со слабым ударением отмечать не будем.
Ваши схемы должны иметь вот такой вид:
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _ _ _́
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _ _ _́
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _́ _ _́
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_ _ _́ _ _ _ _́
Теперь давайте исследуем эту схему.
Посмотрите, есть ли на вторых слогах знаки ударения? (Нет.) На четвёртых?.. На шестых?.. На восьмых?.. Какой вывод делаем? (Все чётные слоги безударны.) Следовательно, ударения приходятся на какие слоги? (На нечётные.)
Можно сказать так: нечётные слоги находятся в сильной позиции, чётные — в слабой позиции. Какие слоги в слабой позиции? (Безударные.) А в сильной позиции? (Ударные и безударные.)
Теперь скажите: если в сильной позиции находится безударный слог, стих разрушается? (Не разрушается, фраза всё равно звучит как стих.) Так почему прозаическая фраза все дороги занесло в этом стихотворном тексте звучит как стих? (Потому что все её ударения находятся на сильных позициях стихотворения.)
Итак, если на месте ударного слога стоит безударный, течение стихотворной речи не нарушается, стих не разрушается.
Теперь давайте посмотрим, что будет, если безударный слог заменить ударным. При чтении стихотворения слово «коням» мы произносим [ко́ням]. Но ведь правильное произношение коня́м, с ударением на втором слоге! Послушайте первые две строчки отрывка сначала с «неправильным» ударением — ко́ням, а потом с правильным — коня́м и постарайтесь уловить, услышать нарушение стихотворного ритма во втором случае.
«Эй, пошёл, ямщик!..» — «Нет мочи:
Ко́ням, барин, тяжело…»
*«Эй, пошёл, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коня́м, барин, тяжело…»
Во втором случае ударный слог оказался на слабой позиции, и мы слышим перебой ритма, стих перестал быть стихом. Ещё раз послушайте первые две строчки с разрушенным вторым стихом.
*«Эй, пошёл, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коня́м, бáрин, тяжело…»
Подытожим результаты наших наблюдений.
Если на сильной позиции стоит безударный слог, стих разрушается? (Не разрушается.) А если на слабой позиции стоит ударный слог? (Стих разрушается.)
Давайте в нашей схеме над безударными слогами сильной позиции поставим знаки ударения, то есть все слоги сильной позиции отметим знаком ударения.
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _́ _ _́
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _́ _ _́
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _́ _ _́
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _́ _ _́
Мы получили схему, по которой создан этот стихотворный текст.
Кто-нибудь из вас может подумать: «А зачем нам нужно это знать?» Чтобы острее чувствовать стихотворный ритм и правильно читать стихи. Только осознавая, что в этом стихе второй слог не может быть ударным, мы читаем ко́ням вместо правильного коня́м, — прочти это слово правильно, стиха не будет, он разрушится.
Теперь у вас должен возникнуть другой вопрос: как же в стихотворение попало слово с неправильным ударением?.. Это стихотворение создано двести лет тому назад, в то время правильными считались обе формы этого слова. Между прочим, выражение «По ко́ням!» слышали? Что оно означает? (Это команда кавалеристам садиться на коней.) Как видите, форма ко́ням сохранилась до наших дней вот в этой кавалерийской команде.
Сейчас мы прочтём стихотворение, из которого взят наш отрывок. Это стихотворение не только вобрало в себя особенности языка своего времени; оно также отражает особенности условий жизни людей того времени, их быта, мировоззрений. Чтобы содержание стихотворения стало понятнее, давайте на материале этого отрывка прикоснёмся к той далёкой эпохе. Перечитаем строфу.
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Кóням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Вот едут ямщик и барин. Как вы думаете, знакомы ли они? Почему барин, обращаясь к ямщику, не называет его по имени? (Потому что не знает его имени.)
Ямщик почтительно называет незнакомого ему седокá — по-нашему, пассажира — барином. Читателям XIX столетия была хорошо понятна изображённая ситуация: некий господин нанял повозку, и вот ямщик его везёт.
В повозку впряжён не один конь: коня́м (!) тяжело. Следовательно, повозка должна быть не без удобств, может быть, даже крытая.
Итак, ямщик везёт седока. Где они находятся в данный момент? (В поле.) В какую погоду они едут? (В поле вьюга.)
Представьте себе вьюгу в поле, на открытой равнинной местности. Сильный пронизывающий ветер со свистом и завыванием гонит вихри снега по полю, и от этого ненастья негде укрыться.
Когда ямщик и барин отправлялись в долгий путь, вьюги, конечно, ещё не было, в противном случае они не рискнули бы ехать в такую погоду. Сначала они ехали по дороге. Но вот ямщик говорит своему седоку: «Сбились мы».
Как вы это понимаете? (Они сбились с дороги, сошли с дороги.) Почему сбились? (Снегом все дороги занесло, следа не видно.) Какого следа? (От полозьев саней, то есть наезженной дороги не видать.)
Коня́м тяжело. Почему тяжело? (Кони сбились с дороги и увязают в снегу. У коней нет мочи везти повозку.) А легко ли ямщику? (Ему снег слипает очи, мешает видеть.)
Чем же ямщик объясняет такое злоключение? (Бесовскими происками. Он говорит, что их водит бес, что бес кружит их по сторонам.)
Что же такое бес? Что такое бесы? В прежние времена мало кто сомневался в существовании «нечистой силы»: домовы́х, ведьм, русалок, бесов. Особенно много в народе бытовало рассказов о бесовских кóзнях. Люди воображали бесов в уродливом до отвращения человеческом облике, покрытыми мохнатой чёрной шерстью, с ро́жками и длинным хвостом. Бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, чтобы не упустить случая ему навредить. Излюбленным занятием бесов было сбивать с дороги беззащитных путников и заставлять их ходить кругами в стороне от дороги.
По мнению ямщика, именно в такой ситуации находятся наши путники, попав под власть беса. В стихотворении рассказывается о проделках бесов над ними. Называется оно «Бесы», написал его А. С. Пушкин. Прочтём стихотворение полностью.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Кóням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
В стихотворении семь строф. Какая строфá выписана на доске? (Вторая.)
Давайте сравним количества слогов в строках первой и второй строфы. Я буду читать первую строфу по слогам, а вы при помощи карандаша или ручки отсчитывайте слоги в строчках по своим схемам… Совпало количество слогов?.. Не будем проверять количество слогов других строф, у нас на это нет времени, — они тоже совпадут. Мало того, в основе всех строф стихотворения «Бесы» лежит вот эта нарисованная нами схема со стиховыми ударениями.
(Учитель вызывает к доске ученика.)
Я перечитаю первую строфу, выделяя голосом ударные слоги, а ты на этой схеме сотри лишние ударения.
Мчáтся ту́чи, вью́тся ту́чи;
Невиди́мкою лунá
Освещáет снéг лету́чий;
Му́тно нéбо, нóчь мутнá.
Éду, éду в чи́стом пóле;
Колокóльчик ди́н-дин-дин...
Стрáшно, стрáшно поневóле
Средь невéдомых равни́н!
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_ _ _́ _ _ _ _́
_ _ _́ _ _́ _ _́ _
_́ _ _́ _ _́ _ _́
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
_ _ _́ _ _́ _ _
_́ _ _́ _ _ _ _́ _
_ _ _́ _ _́ _ _́
Мы видим, что в первой строфе, как и во второй, не все слоги сильной позиции ударные. Можете ли вы сказать, хорошо это или плохо, когда на сильной позиции, то есть там, где должен быть ударный слог, находится безударный слог?..
Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Перечитать выразительно строфы или части строф и при этом внимательно вслушаться в звучание каждого стиха.)
Послушайте первые три стиха и постарайтесь услышать, уловить своеобразие интонации каждого из них.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий
Конечно, характер интонации определяется, главным образом, содержанием стиха, а не количеством ударных и неударных слогов. Возьмём первую строчку:
Мчáтся ту́чи, вью́тся ту́чи...
Вьюга в поле, и в бешеном вихре мчатся тучи… С какой интонацией надо читать об этом? Спокойно, напевно, негромко или, наоборот, резко, отрывисто, громко? (Содержание первого стиха требует чтения отрывистого, энергичного, громкого.) Как вам кажется: чёткий ритм этого стиха способствует такому чтению или мешает ему?..
Следующий стих о луне: Невиди́мкою лунá... Можно ли продолжать чтение в таком же напряжённом темпе, как читали о вихрях? Как будем читать? (Спокойно, неторопливо.) Скажите, скопление безударных слогов способствует такому мерному, монотонному чтению или препятствует?..
В третьем стихе в основном сохраняется интонация второго, потому что продолжается рассказ о луне; в то же время она приобретает и свои оттенки, так как в этом стихе другое количество ударных слогов: не два, а три. Послушайте ещё раз эти стихи.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий…
Как видите, замена ударных слогов безударными позволяет увязать звучание стиха с его содержанием и вносит разнообразие в звучание. Когда будете готовить выразительное чтение стихотворения, хотя бы раз прочтите его вслух и прислушайтесь к звучанию его стихов.
Давайте теперь пройдёмся по тексту стихотворения, чтобы хорошо уяснить содержание произведения.
Еду, еду в чистом поле.
От чьего лица идёт повествование? (От лица седока, барина.)
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Устаревший теперь уже глагол ведать вам знаком? Что он означает? (Знать.) Неведомый? (Незнакомый.) Неведомые равнины? (Незнакомые равнины.) Барин едет по незнакомой ему местности. В такой ситуации, да ещё в ночное время (вспомните о луне), всегда поневоле испытываешь страх.
Барин говорит: «Эй, пошёл, ямщик!..» Почему он это говорит? Разве ямщик не знает, что им надо ехать? Разве ямщик не пытается заставить коней везти их? (Барин говорит это со страху, потому что очень напуган.)
Заметьте: слова «эй, пошёл, ямщик!» заключены в кавычки. Почему? (Это прямая речь.) Дальше опять кавычки. Почему? (Начинается ответ ямщика, кавычки открывают прямую речь.) Найдите кавычки, которыми закрывается эта прямая речь, то есть слова ямщика. (В конце третьей строфы.)
Ямщик говорит:
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
По мнению ямщика, их злоключения в дороге от бесовских козней. Такое предположение он высказывает. А что говорит дальше? Читаем следующую строчку.
Посмотри: вон, вон играет.
Теперь ямщик уже видит этого беса и предлагает своему седоку взглянуть на него. Что же в воображении ямщика начинает вытворять этот бес? Читаем дальше.
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня.
Ямщик говорит «плю́ет»; а как мы теперь сказали бы? (Плюёт.)
Одичалый — образовано от глагола одичать, а глагол одичать от какого прилагательного образован? (От прилагательного «дикий».) Одичать — что значит? (Стать диким.) Одичалый — что значит? (Ставший диким.)
Ямщик называет своего коня одичалым; как это надо понимать? (Конь стал неуправляемым, подобно дикому коню.) А почему стал неуправляемым? (Тоже напуган бесом, — так, по крайней мере, думает ямщик.)
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной.
Он торчал — это кто торчал? (Бес.)
Ямщик вспомнил «небывалую», то есть необычную версту, дорожный столб. В наше время расстояния на дорогах отмечаются километровыми столбами, а раньше отмечались верстовыми столбами, или короче — верстáми. Верста — расстояние чуть больше километра. Ямщика неожиданно осенила мысль, что небывалая верста, которую он встретил на дороге, была не верстою, а бесом.
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой.
Что такое искра малая, мы выясним позже.
Кончил напуганный бесом ямщик говорить, и читателю напоминается та обстановка, в которой находятся перепуганные ямщик и ездок:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… — «Что там в поле?» —
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Почему колокольчик умолк? (Кони стали.) А почему они стали? (Сбились с дороги, и уже нет сил, нет мочи продолжать кружиться.)
Что-то темнеет средь белеющих равнин. И вот барин спрашивает ямщика: «Что там в поле?» Зачем и почему он это спрашивает? (Да просто с перепугу.)
Успокоил ли ямщик своего седока? (Не успокоил, он сам напуган не меньше.)
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят.
Он — это кто? (Бес.)
Повествование в стихотворении идёт от лица седока, - вспомните: Еду, еду в чистом поле… Как видите, уже не только ямщик, но и сам седок видит беса и его горящие во тьме глаза. Надеюсь, что после слов «лишь глаза во тьме горят» не требуется объяснять фразу «там сверкнул он искрой малой»?..
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин.
Почему же понеслись кони? (Они вышли на наезженную дорогу.)
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Кто видит? (Ездок.) Что ж, на фоне белеющих равнин вовсе не трудно заметить чёрных бесов. Может быть, и кони понеслися, напуганные бесами.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
О чём рассказывается в строфе? (О безудержном разгуле злых духов, бесов.) Потому и вьюга разыгралась, что бесы разошлись. Когда бесы ведут себя спокойно, то и погода тихая, благодатная. Однако бесы не без причины разошлись, у них свои житейские заботы:
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Выражение в мутной месяца игре вам понятно?.. Переставьте слова так, чтобы его смысл стал прозрачным. (В мутной игре месяца.) Почему в стихотворении эти слова так неудобочитаемо расположены? (Чтобы сохранить ритм стиха.) Кстати, сравните смысл выражений невидимкою луна и в мутной месяца игре: они рисуют одну и ту же картину луны.
И снова читателю напоминается та обстановка, в которой путникам причудились перепугавшие их до смерти бесы:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Слово рой вам знакомо? (Это стая летающих насекомых; например, рой комаров.)
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
________
Информация для учителя.
При ознакомлении учащихся средних классов со сведениями из теории литературы следует опасаться возможности выработки у детей ремесленнического навыка поверять «алгеброй гармонию», притупив у них тем самым способность воспринимать художественное произведение в его звучании, в его эстетической сущности. В настоящей статье мы хотим напомнить о существовании такой проблемы и на конкретной методической разработке урока показать своё понимание и свой подход к её решению.
До начала урока на классной доске записывается вторая строфа стихотворения:
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: