Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

А. С. ПУШКИН
Няне.

31BB51F5-57DC-42B5-8747-412ED3A20959.jpeg

Есть в России, в Псковской области, село Михайловское. Ежегодно в первое воскресенье июня сюда съезжается множество людей, тысячи и тысячи человек. Со всех уголков нашей многонациональной страны. И даже из зарубежья. Они собираются, чтобы участвовать в торжественном празднике российской поэзии.

За что же удостоилось такой чести это обычное село, каких великое множество на необъятных просторах России? Здесь более двух лет жил и творил Александр Сергеевич Пушкин. Село Михайловское — родовое имение его матери. Но не по своей воле Пушкин прозябал безвыездно в имении родителей. В Михайловское молодой поэт был отправлен в ссылку «по высочайшему повелению» — по распоряжению Александра I. Наказание поэту было за неугодные императору стихи.

Суровыми днями вспоминалось Пушкину это время. Молодой и полный жизненной энергии поэт провёл его вдали от друзей и родных, в изоляции от культурной и общественной жизни страны.

BEFFA1AA-BA99-416A-B03B-4337CF36A2B0.jpeg

Усадьба Михайловское в 1837 году.

Одна только няня его, Арина Родионовна, скрашивала ему заточение. Она заботилась о нём, душевным теплом и лаской смягчала его горестные переживания, приобщала к народному быту и народной поэзии. Пушкин любил няню за доброту и отзывчивость, за её умение рассказывать сказки и петь песни. О няне своей Пушкин вспоминает во многих произведениях. Подругой суровых дней назвал он Арину Родионовну в одном из стихотворений, посвящённых няне. Оно так и озаглавлено — «Няне».

Прочтите его.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный, отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826 г.

Вы прочитали стихотворное послание Пушкина к няне. Скажите, о ком в нём рассказывается? О себе ли рассказывает Пушкин?.. Какой же смысл в таком послании: Арине Родионовне об Арине Родионовне?..

Это весточка дорогой старушке о том, что её любят, о ней помнят и душою всегда с ней. Пушкин в стихотворении-послании выражает чувства любви, нежности, тревоги, заботы о своей няне-старушке. Он знает, что няня тоскует о нём, и хочет как-то её утешить. Он хорошо представляет себе, чем она занимается сейчас, сопереживает её одиночество и выражает свои чувства к няне так отчётливо, что при внимательном чтении можно как бы увидеть образ его доброй няни, зарисовать то, о чём рассказывает поэт.

Ещё раз перечитайте стихотворение или послушайте его в исполнении мастера художественного слова Алексея Консовского. И постарайтесь «увидеть» то, о чём рассказывает Пушкин, это пригодится нам для дальнейшей работы...

Я хочу предложить вам сделать кинофильм по стихотворению, - конечно, мысленно, он будет в нашем воображении. Давайте продумаем, что и как надо показать в этом фильме, чтобы он вполне соответствовал тому, что изображено в стихотворении.

Приступаем к работе над фильмом. Первый вопрос, который надо решить: с чего начать? о чём будет первый кадр?..

Нередко фильмы начинаются с показа обстановки, в которой находятся герои. Давайте последуем этому примеру. Найдите строчки, которые указывают на местонахождение Арины Родионовны.

Одна в глуши лесов сосновых…
Tы под окном своей светлицы…

Обратите внимание на строчку:
Глядишь в забытые вороты...
Чтобы смотреть в ворота, где надо находиться? (У самих ворот, через которые смотришь.)
Вот ещё одно местонахождение Арины Родионовны: у ворот.

Конечно, в фильме мы покажем все эти места. Но подумайте, какое из них выбрать для начала фильма?.. Я предлагаю показать Арину Родионовну сначала в светлице.

Итак, начинаем кинофильм с показа комнаты, в которой находится Арина Родионовна. Давайте подумаем о том, какою она должна быть.

Как названа комната в стихотворении? (Светлицей.) От какого слова существительное светли́ца? (От существительного «свет».)

Слышали ли вы слово светлица? Бывали в комнате, которую называли бы светлицей? Нравится ли вам такое название комнаты?

Какою представляется вам комната Арины Родионовны?
Можно ли вообразить её тёмной?
Можно ли допустить мысль, чтобы в комнате, которую Пушкин называет таким красивым словом — светлица, царил беспорядок? Чтобы вещи были разбросаны? Чтобы она была неубранной, грязной?

Посмотрим в Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Óжегова, какие комнаты называли светлицами: «В старину: светлая парадная комната в доме». Наши представления о няниной комнате оказались верными.

Обратите внимание на примечание Ожегова: в старину. О чём оно говорит? (О том, что слово устаревшее, в настоящее время уже не употребляется.) Очень жаль, что уходит из нашего языка такое красивое слово.

Приступаем к «съёмке» фильма и на всё, что есть в стихотворении, теперь будем смотреть через объектив кинокамеры.

Прочитаем строчку к первому кадру фильма:
Ты под окном своей светлицы…
Наша кинокамера медленно движется по светлице, как бы рассматривая её.
Везде порядок, чистота, вещи расставлены и разложены по своим местам. Убранство комнаты и полный порядок в ней характеризуют её хозяйку. Какие мысли возникают у вас о няне Пушкина?..

Вот на экране кинокамеры появилось окно, а лучше сказать — окошко: в деревенских избах больших окон не делали. У окна сидит кто?.. Будем ли дальше осматривать комнату или остановимся?..

Всё внимание наше теперь будет на Арине Родионовне. Камера медленно приближается к ней, и вот её лицо — крупным планом, во весь экран. Каким вы видите выражение её лица? (Спокойное, сосредоточенное; Арина Родионовна занята каким-то делом.)

Нам интересно знать, чем она занимается. Что для этого мы должны сделать? (Посмотреть на её руки.)

Отдаляемся с кинокамерой от Арины Родионовны, и вот на экране уже не только лицо, но и руки. Что у неё в руках? Прочтите в стихотворении. (Спицы.) Так чем занимается Арина Родионовна? (Она вяжет.) Теперь нам понятно, почему няня Пушкина находится у окна: здесь самое светлое место её светлицы.

Чтобы лучше разглядеть её руки, покажем их крупным планом. Какие они? Прочтите строчку о её руках.

В твоих наморщенных руках.

Наморщенный — от какого глагола образовано? (Намóрщить.) Что же наморщило её руки? Ответ найдём во второй строчке стихотворения.

Голубка дряхлая моя…

Какая няня?.. Дряхлый — что значит?.. По словарю Ожегова проверим, правильно ли мы понимаем это слово: «Слабый, немощный от старости».

Обратите внимание — от старости. Так что наморщило руки Арины Родионовны? (Её старость, её годы.) А каким представляется вам лицо Арины Родионовны, если её руки наморщены от старости? (Тоже морщинистое.)

В руках Арины Родионовны вязальные спицы. Мы видим, как они неторопливо, размеренно снуют, навязывая петлю к петле. Старушка занимается рукоделием, она не знает, что такое безделье.

Но вот в размеренном движении спиц происходит сбой. Об этом рассказывают седьмая и восьмая строчки:

И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Почему спицы начинают медлить? Чтобы увидеть причину этого, в центре нашего внимания - то есть крупным планом в кадре - теперь уже не руки должны быть, а лицо Арины Родионовны. Няня о чём-то сильно задумалась. Задумалась так крепко, что отвлеклась от своего занятия: вязания.

Радостны ли её раздумья? Смотрим предыдущую строчку:

Горюешь, будто на часах…

Няня горюет, она во власти горьких чувств, охвачена каким-то тяжким переживанием. Раздумья её нерадостны. Давайте выясним, чем вызваны эти переживания. Смотрим строчки пятую и шестую:

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах…

Няня «под окном… будто на часах». Знакомо вам выражение «стоять на часах»? О ком говорят «стоит на часах»? (О часовом.)

Кого называют часовым? (Военнослужащего, которому поручено вести наблюдение или охранять что-нибудь.) О таком военнослужащем говорят, что он находится «на посту» или «стоит на часах». Пушкин уподобляет Арину Родионовну тем, которые находятся на посту, стоят на часах.

Стоящий на часах находится в состоянии постоянного ожидания неприятеля или ещё чего-нибудь… Впрочем, не важно, кого или что ожидает часовой; для нас важно, что он находится в состоянии постоянного ожидания. Найдите в стихотворении строчку, которая позволяет уподобить Арину Родионовну часовому на посту.

Давно, давно ты ждёшь меня.

Арина Родионовна, даже занимаясь рукоделием, ни на минуту не забывает об Александре Сергеевиче и постоянно ждёт его, как часовой ни на мгновение не забывает о том, зачем он на посту.

Итак, Арина Родионовна постоянно ожидает… кого? (Пушкина.)

На экране кинокамеры вместо исчезающего образа Арины Родионовны возникает портрет её питомца — Александра Сергеевича. Это о нём её горестные раздумья.

Но вот портрет Александра Сергеевича заволакивается дымкой и пропадает. А его место на экране занимает… Прочтите строчки девятую и десятую:

Глядишь в забытые вороты
На чёрный, отдалённый путь.

Кто на экране?.. Где находится Арина Родионовна? Что делает? (Глядит в ворота, иначе сказать: глядит через ворота.)

Она глядит вдаль дороги или рассматривает её у ворот? (Она глядит на «отдалённый путь», то есть вдаль.) Что же она высматривает там? Найдите строчку, которая подсказывает ответ.

Давно, давно ты ждёшь меня.

Арина Родионовна и здесь, выйдя из дома, находится будто на часах. Не показались ли там вдали лошади? Не едет ли дорогой ей Александр Сергеевич?

И если теперь подать её лицо крупным планом, увидим в глазах её ту же горесть переживаний, которую видели в светлице за вязаньем.

Чёрная горесть переживаний на лице Арины Родионовны и чёрный, отдалённый путь перед её глазами. Вот такую картину у ворот помещичьей усадьбы Пушкиных мы наблюдаем через объектив нашей кинокамеры.

Давайте с кинокамерой пройдёмся по этому «отдалённому пути», промчимся на автомобиле, пролетим над ним на вертолёте, снимая окрестность. Какой пейзаж будет в кадре? Найдите строчку, которая описывает природу этих мест.

Одна в глуши лесов сосновых…

Сосновые леса без конца и без края. Глушь лесов. Замечательная природа, характерная для северных областей России. Но ведь лесная глушь — не место для общественной деятельности поэта!

Вновь возвращаемся в усадьбу Пушкиных, к Арине Родионовне. У забытых ворот, одна… Но знает, чувствует мудрым сердцем, что Александр Сергеевич обязательно навестит её. Иначе бы и не ждала.

Но почему ожидания Арины Родионовны сопряжены с тяжёлыми переживаниями? Почему она «горюет»? Прочтём последние две строчки стихотворения:

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

На киноплёнке это показать нельзя, но нам для работы над кинофильмом необходимо точно знать причину её горестного настроения.

Чем вызвано чувство тоски у Арины Родионовны? (Она осталась одна, а главное — нет рядом её дорогого Александра Сергеевича.)
Какие заботы у неё? (Хозяйственные заботы по господскому дому.)
Теперь о предчувствиях Арины Родионовны. Радостные они или устрашающие? За себя ли она переживает? (Не за себя, а за Александра Сергеевича.)

Вот что сильно омрачает Арину Родионовну. Она знает, кем решается судьба дорогого для неё человека. Знает, что Александр Сергеевич теперь рядом с царём. Но он царю не друг, и царь не в числе его друзей. Подруга суровых дней Пушкина хорошо знала, по чьему распоряжению молодому поэту пришлось более двух лет прожить в глуши лесов сосновых. О всевластии и всесилии царей она теперь знает не только по своим сказкам.

Она знает также, насколько слаб и беззащитен Александр Сергеевич, потому что не может он покривить душой для своей защиты, не может в угоду подлости поступиться правдой.

И тоска, и предчувствия, и заботы Арины Родионовны связаны с самым дорогим для неё Александром Сергеевичем. Дорогим просто потому, что она его няня. А в ответ на её любовь и заботу из самого сердца Пушкина вылилось вот такое послание к Арине Родионовне. Вы его уже знаете. И мне хотелось бы услышать ваши соображения вот о чём.

Расставаясь с няней, Пушкин обещал навестить её в Михайловском. Как вы думаете, сдержал ли он обещание? Александр Сергеевич дважды побывал у Арины Родионовны. И не обещанием были его слова; они были вызваны его внутренней потребностью общения с няней.

Стихотворение не закончено. В черновике Пушкина оно продолжается фразой: то чудится тебе… У вас есть возможность высказать свои предположения, о чём хотел сказать поэт, что чудится его старой няне. Но для этого необходимо уточнить значение глагола чудится.

Подберите однокоренные слова к глаголу. (Чудо, чудный.) Есть ещё глагол чудéсить. Вспомните сказку о царе Салтане:

В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…

Укажем только те значения этих слов, которые могут пояснить пушкинскую фразу.

Чудо — что значит? (Нечто сверхъестественное, фантастическое.)
Чудный? (Необычный, фантастический.)
Чудесить? (Совершать нелепые, странные поступки.)
Посмотрим по толковому словарю Ожегова, что означает слово чудится. (Чудиться — казаться, мерещиться.)
Посмотрим в словаре и глагол мерещиться. (Казаться, представляться в воображении.)

А теперь послушайте стихотворение в исполнении мастера художественного слова Игоря Озерова. Он включил в текст и фразу, оставшуюся у Пушкина недописанной:

то чудится тебе…

И даже, можно сказать, продолжил её, закончил. Но каким образом? Сделал музыкальную заставку: на место не написанных слов поместил музыку. Внимательно послушайте её мелодию, постарайтесь понять и прочувствовать, насколько глубоко она передаёт душевное состояние одинокой старушки, переживающей за своего воспитанника.

______

Информация для учителя.

Стихотворение А. С. Пушкина «Няне» относится к типу таких произведений, образное восприятие которых затруднительно для школьника. Чтение же без участия читательского воображения ослабляет эмоционально-эстетическое переживание пушкинского послания няне. Поэтому главной целью урока мы ставим воссоздание у школьников художественных образов произведения, а её реализацию видим в работе учащихся над созданием «киносценария» по стихотворению.

Скачать статью.