Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

А. С. ПУШКИН
Песнь о вещем Олеге.

Сегодня мы прочитаем очень своеобразное произведение. В его основе лежит рассказ из древней летописи. Описанные события происходили более тысячи лет тому назад. Это была эпоха древней Руси. Мы прочитаем стихотворное переложение летописного рассказа о князе Олеге.

Написано стихотворение Александром Сергеевичем Пушкиным, его название – «Песнь о вещем Олеге». Словом песнь в древности называли стихотворные произведения на историческую или героическую тему. Так само название произведения песнью уже как бы переносит нас в отдалённую эпоху наших предков.

Прочтём начало стихотворения-песни, его первую строфу.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне
Князь по полю едет на верном коне.

Продумаем строфу. Смотрим последнюю строчку.

Где едет князь? Прочтите. (По́ полю едет.) Мы теперь сказали бы «по по́лю едет». Выражение «по́ полю едет» можно услышать в старинных народных песнях, и уже оно переносит нас в далёкое прошлое.

А на ком едет князь? Снова обращаемся к тексту. (На верном коне.)

Теперь мы сказали бы проще: «едет на коне». Но для людей прошлых времён конь был их товарищем, другом*, соучастником во всех их трудах, хозяйственных и ратных. Подобно человеку, конь мог быть верным и покорным слугой своему господину, а мог иметь и другой нрав. Выражение на верном коне тоже переносит нас в отдалённые времена.

   *Синим жирным курсивом выделены слова из лексики произведения или родственные им.

С кем едет князь? Смотрим строчку выше. (С дружиной своей.) Дружина князя состояла из опытных и закалённых бойцов, а также в неё входили о́троки, то есть юноши, будущие бойцы.

А что надето на князе? В чём он едет? (В царегрáдской броне.) Броня — это старинная металлическая одежда для защиты воина.

Представьте нарисованную поэтом картину, и вы окажитесь в эпохе, отдалённой от нашего времени более чем тысячелетием:

С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Теперь возникает вопрос: зачем едет князь? Смотрим вторую строчку:

Отмстить неразумным хозарам.

Хозáры (в настоящее время это слово пишется через «а»: хазары) — народ, занимавший огромную территорию южнее Руси. Они совершали грабительские набеги на русские земли, забирали в плен людей и продавали их в рабство. Хозары — это соседи-недруги.

За что же Олег хочет отомстить соседям-врагам? Смотрим строчку ниже. (За буйный набег их.)

Как же он решил отомстить этим недругам? Смотрим строчки третью и четвёртую:

Их сёла и нивы… обрёк он мечам и пожарам.

Что такое нивы? (Поле с посевами.)
А глагол обрёк в неопределённой форме как будет? (Обречь.)
Обречь — значит «предназначить»… к чему? (Предназначить к неизбежной тяжёлой участи.)

Олег решил отомстить соседям-врагам, и теперь их сёла и нивы обречены.

Смотрим строчки первую и вторую:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам…

Мы допустили неточность, отвечая на вопрос «зачем едет князь?». Олег лишь собирается отомстить хазарам. Он едет с дружиной, набирает воинов для похода на хазар.

Обратили ли вы внимание на то, в каком времени ведётся повествование? В каком времени стоят глаголы едет, сбирается? (В настоящем времени.) Смотрим первую строчку:

Как ныне сбирается вещий Олег…

Когда собирается? Прочтите. (Ныне.)

Ныне собирается, ныне едет. Но ведь речь идёт о давно прошедшем событии! Как вы думаете, почему о прошедшем рассказывается в настоящем времени?.. Если рассказ идёт в настоящем времени, то описываемое событие как бы разворачивается перед нашими глазами, мы становимся очевидцами происходящего. И видим нарисованную писателем картину, - в воображении, конечно, мысленно видим.

И это наше ви́дение подкрепляется словом «ныне». Олег ныне собирается отомстить хазарам, ныне едет с дружиной, чтобы набрать войско для похода. А точнее, как будто ныне едет, как будто ныне собирается. Не «ныне», а «как ныне». Вот этими словами - как ныне - и начинается стихотворение:

Как ныне сбирается вещий Олег…

Теперь о прилагательном вещий, что значит «предвидящий будущее». Современники прозвали Олега вещим за его успешные походы и сражения. Действительно, чтобы не оказаться побеждённым, надо уметь предвидеть, — предвидеть последствия принимаемых военных решений.

Походов и сражений у князя было немало. Особенно прославился Олег победоносным походом на Царьгрáд — столицу Византии. Вспомним, в какой броне он едет? (В царегрáдской броне.)

Летописец сообщает, что Олег с воинами отправился к Царьграду на конях и на кораблях. То есть Олег отправился к Царьграду по суше и по морю. Покидая город победителем, Олег прибил к воротам Царьграда свой щит, «показуя победу», как сказано в летописи. А византийский император подарил ему кольчугу, царьградскую броню.

Теперь нетрудно догадаться, почему хазары названы в стихотворении неразумными… Потому что они не подумали о последствиях для себя от набега на владения вещего и могучего соседа.

*      *      *

В народе верили, что была небесная воля на то, чтобы их князь был вещим. Летописец объясняет, почему люди в это верили. Он пишет:

И прозваша ѡлга вѣщiй, бяху бо людие погани и невѣiгласи.

И прозвáша ѡлга (прозвали Олега) вѣ́щiй, бя́ху бо лю́дие (ибо были люди) погáни и невѣiглáси (поганые и непросвещённые).
Буквы: ѡ (омега) читать [о], ѣ (ять) читать [е].

Какие люди прозвали Олега вещим? (Поганые и непросвещённые.) «Погаными» на Руси называли язычников, но так их называли уже после принятия христианства. Во время княжения Олега славяне были ещё язычниками.

Как думаете, сам летописец считал ли Олега вещим?.. Заметьте, как он объясняет, почему лю́дие прозвáша ѡлга вѣ́щiй (то есть верили в то, что их князь был вещим). Объясняет он это так: бя́ху бо людие погáни и невѣiглáси.

Почему летописец не верил? Потому что он уже придерживался христианской веры. Что же такое языческая вера, язычество?

Язы́чество — это религии, которые возникли у разных народов в доисторические времена, до христианства, до мусульманства. Люди, желая объяснить непонятные им природные явления, просто-напросто обожествляли их, считали, что за каждым природным явлением стоит какое-нибудь божество или дух.

Некоторые предания и поверья древних славян дошли до нас. Многие персонажи народных волшебных сказок — например, Змей Горыныч, Баба Яга с её избушкой — порождения языческих верований, и люди верили в их существование. Кто-то и сейчас сплёвывает через левое плечо при виде чёрной кошки, дабы уберечь себя от несчастья. Мы до сих пор устраиваем на похоронах поминки-застолья, которые у наших предков-славян назывались три́зна.

Языческих богов было великое множество — как основных, так и второстепенных. Главным богом славян был Перу́н. Язычники поклонялись богам, приносили им угощения, чтобы задобрить. Ведь они могли быть враждебны человеку, а могли помогать и хранить его.

В те далекие времена существовали специальные люди, которые занимались организацией ритуальных обрядов, следили за соблюдением календарных сроков таких обрядов и сельскохозяйственных работ. Они же сохраняли в устной форме мифические сказания о богах и древние предания своих племён. Это были волхвы́.

Существительные волхв и «волшебник» имеют общее происхождение, общий древний корень, в котором произошло чередование звуков [х] и [ш], как и в словах смех - смешок, тихий - тишина.

Волхвов иначе называли кудéсниками. Слова кудесник и «чудесный», «чудо» также родственные. Эти волхвы-кудесники, эти чародеи и волшебники, могли угадывать будущее, предсказывать человеку его судьбу, его жизненный жребий.

Князь Олег, собирая дружину для похода на хазар, случайно повстречал в поле волхвá. Эта встреча положила начало тем событиям, которые привлекли внимание летописца и которым А. С. Пушкин посвятил отдельное стихотворение-балладу.

Прочтём и продумаем вторую и третью стрóфы.

Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

“Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня”.

Смотрим, как Пушкин характеризует волхва.

Вдохновенный кудесник. Вдохновение свойственно нам, когда мы занимаемся творческим трудом, например, пишем стихи или с увлечением читаем их. В минуты вдохновения мы ощущаем прилив сил, можем сделать гораздо больше, чем обычно делаем, и это доставляет нам радость.

Покорный Перуну старик одному. Кому покорный? (Одному Перуну, верховному божеству.) А всем остальным этот старик непокорен.

Заветов грядущего вестник. Слово «грядущее» понятно вам? («Будущее».) Волхва назван вестником грядущего. Вестник - это тот, кто приносит вести, сообщения. Вестями волхвов были заветы грядущего, то есть заветы из грядущего, из будущего.

Проще говоря, старец мог предсказывать будущее. Чтобы набраться такой мудрости, ему пришлось весь век (всю свою жизнь) провести в мольбах и гаданиях.

А как называет его Олег? Смотрим следующую строфу. (Любимец богов.) Несомненно, князь высказывает здесь не только своё, но и всенародное мнение о волхвах.

Каким вырисовывается у вас образ волхва?.. Мудрый старец, непокорный и неподкупный в своих жизненных принципах. За это его любят боги, он в дружбе с ними. Они же и одарили его способностью быть провидцем грядущего.

Прочтём, что сказал непокорный старец могучему владыке. Смотрим следующее предложение, следующие четыре строчки.

“Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…

Подтверждают ли эти слова волхва его непокорный нрав?.. Дочитаем строфу.

Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Как понимаете слово жребий? (Судьба.) Где её видит волхв? (На челе, то есть на лбу.) Далее волхв перечисляет успехи Олега-воителя.

Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твоё:
Твой щит на вратах Цареграда.
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могучему дан.

И волны и суша покорны тебе... - Вспомним, как шёл Олег на столицу Византии город Царьград: на конях и на кораблях.

Пращ - ремень или верёвка для метания камней в бою.
А как понимаете выражение лукавый кинжал? (Кинжал предателя.)
Что значит «не ведаешь ран»? (Не знаешь ран.)
Море, пращ, стрела, кинжал щадят победителя годы... - То есть щадят долго.
Незримый хранитель - это кто? (Языческие боги или один из них.)

*      *      *

В следующей строфе - предсказание волхва. Слова сеча, брань означают «бой, битва, сражение».

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.”

Смотрим начало следующей строчки:

Олег усмехнулся…

Такова была первоначальная, непроизвольная реакция князя на предсказание волхва: он ему не поверил.

91A0DCBA-AFCB-44C4-8422-42B7D24CEDA9.jpeg


Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

“Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите”.
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

*     *     *

Прошло четыре года. Олег жив и здоров, продолжает ходить в дальние военные походы; возвратившись домой, празднует победы.

Летописец пишет: на пятое лето помяну конь. Как вы понимаете смысл этой фразы из древней русской летописи? (На пятый год Олег помянул (вспомнил) коня.)

О том, какие события произошли «на пятое лето» после предсказания волхва, рассказывается во второй части стихотворения. Прочтём его целиком. Но предварительно освежим в памяти некоторые факты.

На какой реке расположен Киев? (На Днепре.)
Кто был киевским князем после Олега? (Игорь.) А кто княжил после гибели Игоря? (Его жена Ольга.)
Что означает слово три́зна? (Поминки по умершему.)
Кургáном называли холм, который славяне насыпали над могилой.
Секи́ра — оружие в виде топора на длинной рукояти. Глаголы сечь, секу и существительные сеча, секира — родственные слова.
Ковы́ль — степная трава.

06C65DD8-4147-4171-9D4A-508CA3F7EF6F.jpeg

       Песнь о вещем Олеге.

Как ныне сбирается вещий Олег
     Отмстить неразумным хозарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
      Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне
Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему
      Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
     Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

“Скажи мне, кудесник, любимец богов,
      Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
      Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня”.

“Волхвы не боятся могучих владык,
      А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
      И с волей небесною дружен…
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:
      Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твоё:
      Твой щит на вратах Цареграда.
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
     В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
     Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могучему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
     Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
     То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего."

Олег усмехнулся - однако чело
      И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
      С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

“Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
      Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
      В твоё позлащённое стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
      В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
      Водой ключевою поите”.
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
* * *
Пирует с дружиною вещий Олег
     При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег,
     Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

“А где мой товарищ? - промолвил Олег,
     - Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же легóк его бег?
     Всё тот же ль он бурный, игривый?”
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
     И думает: “Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
     Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня”.
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
     С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
     Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
     И молвил: “Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
     На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
      Мне смертию кость угрожала!”
Из мёртвой главы гробовая змея
      Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
     На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
     Дружина пирует у берега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1822 г.

9F31BE1F-8446-461A-BC98-89128A5DBD30_4_5005_c.jpeg

Вот такой эпизод из нашей древней истории вслед за летописцем пересказал нам А. С. Пушкин. Интересный рассказ?

Давайте перечитаем слова князя, сказанные у останков коня, — их содержание необходимо пояснить. Олег начал так:

”Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил…

Обратим внимание на окончание прилагательного одинокой; мы сказали бы одинокий. Но во времена Пушкина говорили так: одинокой.

Казалось бы, ничего примечательного нет в том, что сказал Олег. Но на самом деле в этих словах большой подспудный смысл. По обычаю древних славян знатного воина хоронили в полном вооружении; во время похорон убивали его коня и закапывали вместе с ним, чтобы конь и на том свете продолжал служить своему господину.

Вот как поэтически это передано в стихотворении:

На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Олег и его любимый конь разлучены теперь навсегда. Прочтём следующие две строчки.

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!”

Вот как этот момент эпизода излагается в летописи: Олег «посмея́ся речé: от сего ли лба смерть было взя́ти мне?»

4D9FD703-5A84-4AB5-92CB-033377BE17ED.jpeg

Сегодня мы с вами благодаря поэтическому дару А. С. Пушкина чуть-чуть прикоснулись к нашему далёкому прошлому. А также благодаря тяжкому труду многих безымянных древних подвижников, самоотверженных монахов-книжников, которые сохранили это прошлое.

Любознательные могут прочитать летописный рассказ о князе Олеге, - смотрите: Сказание о смерти князя Олега.

Примечание: в статье репродукции картин художника В. М. Васнецова.

__________

Информация для учителя.

Комментарий, предваряющий и сопровождающий первоначальное чтение «Песни о вещем Олеге», преследует цель ввести подростка в мир Древней Руси, изображённый в балладе, что является необходимым условием для полноценного восприятия поэтического текста.

На классной доске демонстрируются фраза из летописи и слова из стихотворения:


И прозваша ѡлга вѣщiй, бяху бо людие погани и невѣiгласи.

Олег, Игорь, Ольга
Царьград
Перун, волхв, кудесник
тризна
грядущий
чело
брань, сеча, секира
ведать
внимать
ковыль
Скачать статью.