Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

Школьники читают “Слово о полку Игореве”.

Изучение в школе «Слова о полку Игореве» обычно проходит при полном отсутствии у ребят интереса к поэме. Одна из причин тому - языковый барьер. Работа над «Словом…» по его переводам и переложениям мало способствует пробуждению у школьников интереса к необычному произведению. Почему? «Слово о полку Игореве» вызывает чувство сопричастности к событиям далёкого прошлого и поражает загадочной красотой не совсем понятного древнего литературного творения прежде всего потому, что предстаёт перед читателем как памятник, как документ из глубокой древности.

В размышлениях о том, как преодолеть языковую преграду и донести до девятиклассников этот «осколок старины», это «родное пепелище», возникла мысль создать специальную композицию по «Слову о полку Игореве», которая прочитывалась бы в классе на уроке группой учеников.

Когда память прокручивает пережитое в школе, непременно вспоминаются события тридцатилетней давности, когда всё это только начиналось, замысел не имел чётких контуров, уже сделанное было неустойчивым и зыбким, но процесс совершенствования композиции и методики продолжался, потому что пора надежд ещё не миновала. Вот и сейчас, как наяву, перед моими глазами девять школьников незабвенного 8-го «Б». Восемь из них читают своим одноклассникам «Слово о полку Игореве», не наизусть, а по особым карточкам. Сначала - необходимый минимум лингвистических и исторических сведений, чтобы можно было подступиться к древнему произведению, загадочному и для учёных-исследователей, и для тех, кто впервые встречается с ним на узкой тропинке школьной программы. Вот Миша Ю. и Оля Я. рассказывают о языческой мифологии Древней Руси. «Стрибог - бог ветра», - читает Миша. Продолжает Оля: «Стрибожи внуци - ветры». Снова Миша: «Дажьбог - бог солнца». И опять Оля: «Дажьбожи внуци - русские люди. Русские назывались внуками Дажьбога». Слово внуци было объяснено ранее.

На классной доске - два больших чертёжных листа. Это плакаты. Цветной тушью - фломастеров тогда ещё не было - на них выписаны из «Слова о полку Игореве» те слова, которые школьники впервые услышат, но должны хорошо запомнить, чтобы понять текст на древнерусском языке. В карточках они выделены жирным шрифтом. Миша и Оля показывают (а точнее сказать, читают по плакату, словно приглашая слушающих прочитать вместе с ними) слова: Стрибóг, Стрибóжи внуци, Дажьбóг, Дажьбóжи внуци. Потом, когда зазвучит уже само произведение и Света Б. будет читать:

Се ветры, Стрибожи внуци,
веют с моря стрелами
на храбрыя полки Игоревы, -

выражение Стрибожи внуци она также «прочтёт» по плакату, и оттого вся фраза будет достаточно понятной для слушающих, и не потребуется каких-либо дополнительных пояснений.

Но продолжение строфы, которая начинается этой фразой, без комментария будет уже в отдельных местах непонятно, поэтому строфу читают двое: Света читает текст, а Дима Л. вкрапливает в него перевод некоторых слов и выражений.

Земля тутнет, (гудит)
реки мутно текут,
пороси (пыль) поля прикрывают,
стязи глаголют, (стяги трепещут)
Половцы идут от Дона
                               и от моря
и от всех стран
русския полки оступиша. (обступили)
Дети бесовы
кликом поля прегородиша, (перегородили)
а храбрые русичи преградиша
черлёными щиты. (красными щитами)

Слова стязи и стран (страна в значении «сторона», - на плакате существительное в именительном падеже) «прочитываются» по плакату; они уже объяснены и перевода не требуют.

Карточки, на которых расписана композиция, разной степени трудности, и распределяются они между чтецами, конечно, в соответствии с индивидуальными способностями детей.

Читали композицию восемь учащихся, но на занятиях-репетициях присутствовала ещё Лена Л.: если бы кто-нибудь из чтецов не явился на урок, Лена заменила бы его. Ребят я собирала всего лишь три раза. Просила читать неторопливо, выразительно, громко, показала, как правильно читать древнерусский текст - «окая». Было дано задание на дом: научиться хорошо читать карточки. Основная подготовка осталась на совести каждого ученика, и они свою учительницу не подвели, потому что задание оказалось интересным.

Сейчас порой считают древнерусский язык чуть ли не сродни иностранному. Но вот с ним столкнулись впервые в жизни дети. Оказалось, что на слух древнерусский текст «Слова о полку Игореве» воспринимается великолепно, всё проступает ярко, ощутимо: поэтические образы, ритмический строй, эмоциональный накал повествования. Ребята, не отдавая себе в том отчёта, входили в стихию языка предков, и было такое чувство, будто они когда-то знали его, но потом забыли. Когда же окунулись в мелодический строй поэмы, эта память проснулась.

А теперь о самой композиции, опробованной и одобренной рядом учителей города Люберцы. (Хочется воспользоваться случаем и через газету выразить сердечную благодарность Людмиле Александровне Куриленко, которая не только применяла на своих уроках наш метод прочтения «Слова о полку Игореве», но и горячо пропагандировала его среди своих коллег.) Композиция расписана на специальных карточках в количестве 85 штук и может быть использована не только при изучении произведения, но также во внеклассной или кружковой работе и на школьных литературных вечерах. Композиция вобрала в себя почти три четверти текста поэмы; разумеется, такой объём даёт достаточно полное представление о произведении. В композицию не вошли те части «Слова…», прокомментировать которые особенно затруднительно.

Основу композиции составляет древнерусский текст произведения с попутным переводом отдельных слов и выражений; плач Ярославны и обращения к русским князьям даются с незначительными изменениями в переводе академика Д. С. Лихачёва. Несколько фраз в конце произведения прочитываются хором (тремя чтецами); такой ликующий финал придаёт «Слову…» оптимистический, жизнеутверждающий пафос. Тексту самого произведения предшествует исторический и лингвистический комментарий. Заканчивается композиция кратким выборочным сообщением о содержании тех мест «Слова…», которые не вошли в основную её часть, и характеристикой горячего патриота и гениального автора древнего произведения.

*      *     *

На примере четырёх карточек с порядковыми номерами 39 и 40 и литерами «а» и «б» рассмотрим их структуру. Текст, который прозвучит при чтении композиции, набран крупным шрифтом. «Хозяин» карточки с литерой «а» читает слова, напечатанные прямым шрифтом; с литерой «б» - напечатанные курсивом. Вверху мелким шрифтом приводится начало карточки с предыдущим номером. Так, например, как только прозвучит начало карточек № 39: «Погасóша вéчеру зори. Погасли вечером зори» - чтецы карточек № 40 будут уже знать, что следующая очередь их. Жирным шрифтом выделены слова, которые должны показываться на плакате.


__________________________
39а   39б
Плакат № 1.
На Дунае Ярославнин голос слышится…

Погасо́ша ве́черу зо́ри.
      Погасли вечером зори.
Игорь спит, Игорь бдит,
Игорь мыслию поля мерит
      от великаго Дону до ма́лаго Донца́.
Комо́нь (коней) в полу́ночи
     Овлу́р сви́сну (свистнул) за рекою,
велит князю разуме́ти…
________________________
40а   40б
Плакат № 1.
Погасо́ша ве́черу зо́ри. - Погасли вечером зори…

А Игорь-князь поскочи (поскакал)
       горноста́ем к тро́стию
       и белым го́голем на́ воду.
Вовéржеся (вскочил)
       на борз комо́нь (на бы́стра коня)
и скочи́ с него бу́сым волком.
И потече́ к лугу Донца́,
и полете́ соколом под мглами. (под облаками)
избивая гуси и лебеди (гусей и лебедей)
       за́втраку, и обе́ду, и у́жине.
_________________________

Ученики читают, сидя на стульях лицом к классу. У каждого в руках свой комплект карточек, сложенных по порядку номеров. Пока один читает, каждый из остальных просматривает свою очередную карточку.

Чтение сопровождается показом на специальных плакатах отдельных слов и выражений, которые выделены в карточках жирным шрифтом. Назначение плакатов - дать возможность слушающим увидеть и прочитать по плакату незнакомое слово и тем самым помочь им лучше услышать, понять и запомнить это слово. На карточках указано, на каком плакате находится выделенное жирным шрифтом слово. Тот, кому требуется при чтении показывать слова на плакате, заранее подходит к нему. Показывать их надо, не прерывая чтение, поэтому ученики, которые будут читать, должны заранее хорошо ознакомиться с текстом плакатов, чтобы знать местонахождение нужного им слова. Поэтому вместе с карточками дети получают и тексты плакатов.

Показывая какое-либо слово, надо провести по нему указкой от начала до конца, словно бы прочитывая его по плакату, добиваясь тем самым от слушающих, чтобы они вслед за чтецами прочитывали показываемое. Плакаты оформляются на больших чертёжных листах бумаги или на классной доске цветными мелками. Из трёх плакатов более сложным является первый, его мы и предлагаем читателю для обозрения. Все слова и выражения, внесённые в плакаты, объясняются в предварительном комментарии, то есть до того, как зазвучать самому «Слову…».


Плакат № 1.
___________________
1185 г.                   Боян
Дон,   Донец,   Каяла
Кончак,   Гзак,   Кобяк
                          Овлур
Див
Дажьбог             [к] --- [ц]
Стрибог             [г] --- [з]
Стрибожи          внуци
    побегоша      на реце
    падоша         стязи
бишася             на брезе
ся брата разлучиста
         рече
___________________


Большое количество карточек - 85 штук - позволяет привлечь к чтению большое количество учеников, что хорошо уже тем, что многими детьми (теми, которые участвуют в чтении) будет на повышенном уровне усвоен текст произведения. Обычно группа состоит из 8 - 12 человек. Такое количество чтецов позволит без особого труда перераспределить карточки ученика, неожиданно выбывшего из группы.

Некоторые трудности при подготовке чтения композиции вызываются тем обстоятельством, что «Слово о полку Игореве» изучается в самом начале учебного года. Поэтому я собираю кандидатов в чтецы уже в один из первых дней сентября, рассказываю им о цели и важности стоящей перед ними задачи - донести до своих одноклассников содержание одного из интереснейших, но труднодоступных произведений русской литературы, - и призываю их добросовестно отнестись к такому серьёзному поручению. Затем кратко передаю содержание той части «Слова о полку Игореве», которая вошла в композицию, распределяю карточки между чтецами и объясняю, как пользоваться ими, как показывать на плакатах, и тут же ученики должны прочитать некоторые карточки. При этом добиваюсь от учеников, чтобы они читали неторопливо, внимательно следили за знаками препинания и ударения и делали смысловое ударение на словах, написанных вразрядку.

По окончании репетиции каждый из учеников складывает свои карточки по порядку номеров, переписывает номера и вкладывает в тетрадь - карточки должны быть возвращены в хорошем состоянии. В тетради же или на листочках школьники переписывают тексты плакатов - копируют их, располагая слова так, как они расположены на плакатах. На дом ученики получают следующее задание: каждому научиться выразительно читать свои карточки, при чтении пользоваться плакатами (то есть их списанными копиями).

Теперь остаётся ещё один-два раза собрать чтецов, прослушать их совместное чтение всей композиции, сделать необходимые замечания, - и ребята готовы выступить перед классом. Как показала практика, даже сама подготовка к чтению композиции, связанная с процессом освоения исключительно своеобразного древнейшего произведения, увлекает девятиклассников. Чтение композиции длится 35 - 40 минут.

*      *      *

Не пассивны на уроке и те школьники, которые слушают своих одноклассников: при чтении комментария к «Слову о полку Игореве» учитель обращается к ним с вопросами. Например, после чтения карточек № 3:

__________________________
3а  3б
Плакат № 1.
В древнерусских словах обнаружим чередование звуков [к] и [ц].
Существительное «внук» во множественном числе было не «внуки», а вну́ци, волк - во́лци, лук - лу́ци, река - на реце́.
Битва русских с половцами произошла на реце́ на Кая́ле.
Звук [г] чередовался со звуком [з]. Стяг (знамя) - стя́зи, брег (берег) - на бре́зе.
На бре́зе быстрой Каялы пали стя́зи Игоревы - русские потерпели поражение.
__________________________

можно задать такие вопросы (ученики отвечают на древнерусском языке, ответы учитель подсказывает, указывая на плакате соответствующие слова):

Как звучали во множественном числе существительные внук, волк, лук, стяг? (Внуци, волци, луци, стязи.)

Где проходила битва русских с половцами? (На реце на Каяле.)

Где пали стяги русских? (На брезе быстрой Каялы.)

*       *       *

Учителя, которые пользовались нашими карточками, вносили некоторые изменения в предлагаемую методику, обычно упрощая её. Так, например, карточки 39б и 40б отдавались одному чтецу, а плач Ярославны, расписанный на четырёх карточках, читала одна девочка. Учительница А. З. Померанцева набрала группу чтецов из лучших учеников двух параллельных классов, в которых она вела уроки литературы; на первом же занятии с чтецами композиция (не полностью, конечно, в отрывках, но выбраны были самые трудные места из композиции) звучала настолько хорошо, что её можно было бы слушать уже на уроке.

Изложенная в настоящей статье методика чтения «Слова о полку Игореве» даёт возможность донести до девятиклассников древнее и непростое произведение в его познавательной, идейно-воспитательной, эстетической и эмоциональной целостности.

______________

Напечатано в журнале «Русский язык», №10, 2010 г. (Издательский дом «Первое сентября»). В настоящую статью внесены изменения.

Авторы: Жанна Ивановна Жителева - учитель русского языка и литературы Томилинской средней школы № 19; г. Люберцы Московской области;

Владимир Иванович Жителев - автор статей об изучении литературы в школе.

P.S.

Текст композиции, которая прозвучала на уроке, смотрите на нашем сайте в статье:

«Слово о полку Игореве». - Текст в сокращении и с комментариями.

О том, как подготовить детей к чтению композиции и напечатать карточки, рассказываем в статьях:

«Слово о полку Игореве». - Пояснения для учителя.

«Слово о полку Игореве». - Карточки к уроку.

Скачать статью.