Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

Волга и Микула.
Чтение былины.

Мы уже знаем следующие виды устного народного творчества: сказку, пословицу, поговорку, загадку. Сегодня познакомимся с былиной.

Былины - произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было. Насколько верна ваша догадка, мы уточним на следующих уроках. А сегодня наша задача - прочитать одну из былин.

Однако прочитать былину так, чтобы увидеть, насколько она интересна, непросто, потому что былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что нам непривычно, непонятно, требует объяснения. Былина засверкает всем своим самоцветьем, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины пришли из далёкого прошлого, их называют также стáринами. В стáринах должно быть много «стари́нных», нам уже незнакомых слов.

C50257C9-4F63-42BD-BFCC-137B94072BCF_4_5005_c.jpeg

Выражение орáтай óрет - из былины, которую сегодня прочтём. Знакомо ли вам слово оратай? (Пахарь.) Что делает оратай? (Орет.) Что значит оратай орет? (Пахарь пашет.) Оратай орет - так говорили древние славяне.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтём былину о богатыре-пахаре, оратае Мику́ле Селяни́новиче. Селянинович - от существительного «село», «селяни́н» (житель села). Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула - сельский житель, крестьянин.

Былины создавались и устно передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своём воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.

Прочтём отрывок из былины.

Как óрет в поле орáтай, посвистывает,
А борóздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то камéнья в борозду́ валит.
У оратая кобыла солóвая,
Гу́жики у неё да шелкóвые,
Сóшка у оратая кленóвая,
Омéшики на сошке булáтные,
Присóшечек у сошки серебряный,
А рогáчик-то у сошки крáсна золота.

Микула орет (пашет) сошкой. Вот рисунок сохи. Сошка у оратая кленовая. Из какого дерева сделана сошка? (Из клёна.)

Volga

Омéшики на сошке булатные. Вот эти металлические наконечники сохи называются омешиками. У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата. 

Вот «при сохе» присóшек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю в борозду́ валить. Присошечек у сошки серебряный. 

Рогáчик - рукоятка сохи. А рогачик-то у сошки красна золота. 

Это óбжи, между ними находилась лошадь. На шею дошади надевали хому́т, обжи привязывали к хомуту гужáми. Гужики у неё да шелкóвые. То есть из чего сплетены? (Из шёлка.) 

«У неё» - то есть у лошади. А лошадь у Микулы солóвая.

У оратая кобыла соловая.

ED854402-745A-4D50-B38D-C1870E3327D3_4_5005_c.jpeg

У соловой лошади такая масть: туловище светло-коричневое, а хвост и грива белые. Нравится вам такой окрас коня?..

Кобыла у богатыря пахаря не только красивая, она также и богатырская. Микула на своей лошади пенья-коренья вывёртывает и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду́ вместе со вспаханной землёй, словно бы и не замечая их.

Если Микулина кобыла сту́пью идёт (от глагола ступáть), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от неё; а если она грудью пойдёт, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил её Микула жеребёночком из-под матушки, то есть жеребёнком-сосунком, и заплатил за неё очень дорого - пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конём, то ей и совсем цены не было бы.

*    *    *

Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы. Смотрим продолжение отрывка.

А у оратая кудри качаются…

Подумайте и постарайтесь увидеть, какие большие должны быть кудри, если они «качаются»…

А у оратая кудри качаются,
Что не скáчен ли жемчуг рассыпаются.

Скáчен жемчуг, или «скаченый жемчуг» - отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились, рассыпались жемчужные шарики по столу. У оратая кудри… что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

Прочтём следующие две строчки.

У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.

С чем сравниваются глаза Микулы? (С глазами сокола.) А брови какие у него? (Как мех чёрного соболя.)

Теперь прочтём описание сапог, которые на богатыре-пахаре.

У оратая сапожки зéлен сафья́н:
Вот шилом пя́ты, носы́ востры́,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.

У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян - выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но сапожки.

Следующую строчку прочтём.

Вот ши́лом пя́ты, носы́ востры́.

Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка — родственные слова. Шилом пяты - с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? (С шилом.) Шилом пяты - толстые или тонкие каблуки?..

Носы востры - какие носы у сапожек? (Острые.) 

Следующую строчку прочтём.

Вот под пяту-пяту воробей пролетит.

Если под пяту воробей пролетит - значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие?..  «Шилом пяты… под пяту воробей пролетит», — каблуки у Микулиных сапожек тонкие и высокие.

А у оратая кудри качаются,
Что не скáчен ли жéмчуг рассыпáются.
У оратая глаза да я́сна сóкола,
А брови у него да чёрна соболя.
У оратая сапожки зéлен сафьян:
Вот ши́лом пя́ты, носы́ востры,
Вот под пяту пяту воробéй пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтáнчик у него да чёрна бáрхата.

Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник. 

B6E50E27-777D-44AB-BDEE-ACE63CB65CCB_4_5005_c.jpeg

Мимо того места, где орет оратай Микула, проезжает князь Вольгá Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же ещё обладает колдовской силой, волшебными мудростями. Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, при этом продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой и наводит страх на всех зверей, рыб и птиц. Вот что рассказывают о Вольге былины:

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растéть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под óболока,
Серым волком рыскáть да по чи́стыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за óболока,
Ускакали все звери во тёмные леса.

В былине князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств — достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат. 

Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за полу́чкою поехал.

Зачем поехал в города? (За получкою, собирать дань.

С ним хорóбрая дружи́нушка в тридцать мóлодцов без единого - то есть сколько дружинников с ним?.. А что значит хоробрая? (Храбрая.) Хоробрый, хоробрая - так говорили в ту древность, когда создавалась былина.

Повы́ехали в раздóльицо чистó полè,
Услыхали во чи́стом пóли орáтая,
Как óрет в пóле орáтай, посви́стываèт,
Сòшка у орáтая поскри́пливаèт,
Омéшики по кáмешкам почи́ркивают.
Ехали-то день ведь с утра дó вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и дру́гой дèнь,
Другой дéнь ведь с утра дó вечера,
Не могли до оратая доехати.

*Примечание о знаках ударения: é - сильное ударение; è - слабое ударение.

Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки. Так в былине начинается рассказ о могуществе пахаря.

Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение?.. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность - обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.

Сказители былин часто использовали художественный приём преувеличения. Преувеличивалось могущество защитников родины, преувеличивалась сила врага, с которым русским богатырям приходилось сражаться. Такое преувеличение в художественных произведениях называется гипéрболой. В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. Вспомним из описания Микулиных сапожек:

Под пяту-пяту воробей пролетит.

Итак, более двух дней пришлось ехать Вольге на голос пахаря. Но вот, наконец, доехал князь до землепашца, увидел его. Прочитаем, как Вольга приветствовал крестьянина.

3707B790-B82B-4FB5-87A8-8F3985ED571D_4_5005_c.jpeg

Говорит-то Вольга таковы слова:
- Божья помочь тебе, орáтай-оратáюшко!
Орáть, да пахать, да крестья́новати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду́ вали́ть!

Вольга, приветствуя Микулу, желает ему Божьей помощи в его тяжёлом труде. А что ещё более доброго можно пожелать крестьянину-труженику, как не помощи в его нелёгкой работе?! Как видите, былина опять напоминает нам о нелёгком труде пахаря.

Прочтём ответ Микулы на приветствие Вольги.

Говорит оратай таковы слова:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка нáдобна Божья помочь крестья́новати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь? 

Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати... Понятна ли фраза?.. Вольга говорит Микуле: «Божья помощь тебе!» Микула отвечает: «Мне надобна Божья помощь, чтобы крестьянствовать». Видите, былина и здесь не обходит стороною тему нелёгкого крестьянского труда. 

А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь? -

спрашивает князя Микула. Вольга отвечает, что он едет в города собирать дань, за полу́чкою едет. Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники; они подрубят у моста сля́ги (длинные брёвна, на которые настилается мост) — подрубят сляги и потопят князя в речке.

Далее Микула говорит Вольге:

Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три мехá,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…

Слово мех в выражении «соли три меха» былина донесла до нас в его древнем значении. В каком? - вы сейчас определите сами. Сравните пары слов: стих - стишок, смех - смешок, мех - ? (Мешок.) Мех - мешок из шкур животных.

А что такое пуд?.. Пуд - русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.

Микула говорит:

Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола.

Далее Микула говорит:

А тут стали мужички с меня грошéй просить.

«Мужички-разбойнички» стали с Микулы грошей просить. Но ведь разбойники не просят! В прямом ли своём значении употреблён глагол просить?.. Заметьте также: с меня просить, а не «у меня просить».

Я им стал-то ведь грошéй делить.

Давал Микула деньги мужикам-разбойникам или не давал?..

А грошей-то стало мало ставиться.

Смысл сказанного понятен?.. Денег у Микулы стало мало ставиться.

Мужичков-то ведь больше ставится.

Надо объяснять эту фразу?.. Денег у Микулы стало мало ставиться, а мужичков, требующих от него деньги, всё больше ставится. Посмотрим, как дальше развивались события; прочтём следующие три строчки.

Потом стал-то я их ведь отталкивать.
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи.

Не хватило у Микулы на всех денег, пришлось расправляться с грабителями кулаками. Положил тут их я ведь до тысячи, - рассказывает Микула. 

Понял князь, что его дружинушке «в тридцать мóлодцoв без единого» не справиться с такой ордой разбойников, и предложил Вольга Микуле поехать вместе с ним во товарищах. Согласился Микула и поехал с Вольгою, да по дороге вспомнил, что забыл спрятать сошку за ракитов куст, оставил её на виду, на поле.

Прочтёте былину целиком, - и вы узнаете, насколько интересно  развивались события дальше.

*     *     *

При чтении обратите внимание на следующее.

Существительные в былине обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, бáтюшка, оратáюшко, земелька, борóздочка, сошка (а не земля, борозда, соха), у Вольги жерéбчики (а не жеребцы́), даже мужики-разбойники в былине мужички-разбойнички

Прилагательные также нередко встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла солóвенькая (вместо «солóвая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»). 

Встретим постоянные эпитеты, многие из них уже известны нам из других произведений устного народного творчества. Солнце красное, небо ясное, конь добрый, дружинушка хорóбрая, леса тёмные, моря синие, поле чистое, сошка кленовая, куст ракитов

Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скáчен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови чёрна соболя (вместо «чёрного соболя»), сапожки зéлен сафьян (вместо «зелёный сафьян»), кафтанчик чёрна бархата (вместо «чёрного бархата») и так далее.

Встретим глаголы в неопределённой форме с древним окончанием -ти. Например: станут мужички меня похваливати (вместо «похваливать»), не могли до оратая доехати (вместо «доехать»). 

Все эти поэтические особенности былины характерны и для других произведений устного народного творчества, прежде всего для сказок и песен.

*      *      *

Внимание! Предлагаем также прочесть на нашем сайте статьи:

Прежде былины пелись и слушались…

Вольга и Микула. - Текст былины.

________________

Информация для учителя.

На экране проецируется схематическое изображение сохи и те слова из былины, которые учащиеся должны правильно услышать, понять и хорошо запомнить.

Текст по учебнику: Литература, 7 класс, Коровина и др.

В Сборнике Гильфердинга А. Ф. былина под номером 156, записана от сказителя Касьянова И. А.

Вольга низ

Скачать статью.