Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Бородино.

Сегодня прочитаем стихотворение, в котором рассказывается о незабываемом событии в истории нашего народа. Начинается оно так:

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?..

Какая Москва была отдана «французу»? (Спалённая пожаром, сожжённая.) Скажите, о каком историческом событии здесь идёт речь?..

В 1812 году французы напали на нашу страну, дошли до Москвы, вошли в обезлюдевший город -  и в тот же день в нём начались пожары. Почему же мы не остановили врага, допустили его до своей столицы?

Французская армия превосходила нашу почти в три раза. Император Франции Наполеон стремился к генеральному сражению, чтобы уничтожить русскую армию. Русские, избегая генерального сражения, отступали; но отступали с боями, изматывая силы противника.

Самое крупное сражение произошло в ста километрах от Москвы у села Бородинó. В мировую историю оно вошло под названием Бородинское сражение. В нём наши воины проявили массовый героизм, и французы не смогли добиться поставленной цели: уничтожения нашей армии.

После Бородинского сражения главнокомандующий Кутузов решил сдать Москву, чтобы сохранить армию. Французы вошли в опустевшую, обезлюденную столицу. В тот же день в городе начались пожары.
Прочтите первую строфу стихотворения целиком.

E9C4D4BD-8A01-48BA-A5A6-D619914EBEED_4_5005_c.jpeg

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
    Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!
И схватки боевые были, и день Бородина был, и Москву сдали - всё это делалось «недаром», ради главной цели. Какой? (Отстоять независимость своего Отечества.)

Скажите: был ли участником этой войны тот, кто спрашивает «дядю»? Вспомните, как он говорит:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
О боях с наполеоновской армией он знает лишь по рассказам о них.
Читаем дальше.

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри - не вы!
Это уже кто говорит?.. Как видим, «дядя» и тот, кто обратился к нему, люди разного «племени». Как это понимать? (Дядя говорит «нынешнее племя» в смысле «нынешнее поколение».) Как же он отзывается о людях своего поколения? (Уподобляет их былинным богатырям.)

Но, может быть, русским всё же не хватило мужества для того, чтобы отстоять Москву?.. Вот что «дядя» говорит о судьбе своего поколения, - прочтите вслух.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
    Не отдали б Москвы!

Слышали рифмы?.. Какие чёткие, звонкие, яркие рифмы у стихов!..
Прочтём строфу целиком. При этом, читая, давайте представим себе, что слушаем её в исполнении трёх чтецов, для каждого из которых строчки окрашены определённым цветом. И мы лучше прочувствуем рифмы.

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!

В следующей строфе строчки также будут окрашены.
Предварительно вы должны узнать следующее:
Мунди́р - военная одежда.
Уйти на зимние квартиры - значит уйти в казармы (жилища для военных), то есть уйти на отдых.

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

Обо что «изорвать мундиры»? (О русские штыки.)
Заметили? - такие же точные, чёткие рифмы и тот же порядок их, как и в предыдущей строфе. Звучные рифмы и тот же узор из рифм будут сопровождать стихотворение на всём его протяжении.

________
Попутное замечание.
Внимательный читатель возразит: «Да в первой же строфе это не так! Окончания слова Россия и прилагательных боевые/такие не созвучны.»
Вот как выглядела (а следовательно, и произносилась) эта строфа до реформы русской орфографии 1918 года:

«Скажи-ка, дядя, вѣдь недаромъ
Москва, спаленная пожаромъ,
      Французу отдана.
Вѣдь были жь схватки боевыя,
Да, говорятъ, еще какія!
Недаромъ помнитъ вся Россія
      Про день Бородина!»
_________

Теперь давайте уточним, между кем идёт диалог.
«Дядя» говорит: «Мы долго молча отступали…» Скажите, был ли он участником Отечественной войны двенадцатого года?..
Спрашивает его молодой человек, который принадлежит уже другому поколению, - тому, которое знает об этой войне только из рассказов о ней.

«Дядя» - это солдат. А кто юноша?.. Скорее всего, тоже солдат. Но где же происходит их встреча, этот разговор старого и молодого солдата? - Да во время их совместной службы! Ведь раньше в армии служили двадцать пять лет. Так что разница в возрасте между старыми и молодыми солдатами могла достигать двадцати пяти лет.

А из каких социальных слоёв эти два солдата? Это не трудно определить. Вся речь старого солдата пересыпана словами и выражениями из простонародного языка. Например, он говорит:
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Что значит «пойдём ломить стеною»?.. Выражение «стенка на стенку» слышали? Так назывались кулачные бои, старинная народная забава «удалых добрых молодцев», говоря былинным языком. Эта бойцовская игра заключалась в следующем: борцы выстраивались в два ряда один против другого, и эти «стенки» боролись одна с другой.

Ещё пример из простонародного языка воина-ветерана:
У наших ушки на макушке.
Выражение «ушки на макушке» не понятно?.. Видели, как у собак и кошек поднимаются уши, когда возникает какая-либо опасность и нужно насторожиться, хорошо вслушаться? Словно бы уши вырастают у них на макушке. «Держать ушки на макушке» советуют тем, кому необходимо быть осторожным.

Итак, старый солдат происходит из простого народа. А кто молодой солдат?.. Как он обращается к своему сослуживцу? Он говорит «скажите, дядя» или «скажи-ка, дядя»?..

Молодой солдат обращается к старому как равный к равному. Оба они из простого народа и, вероятнее всего, из крепостных крестьян. Возможно, оба ненавидят своих крепостников-угнетателей, но беззаветно преданы той стране, в которой жили их предки и будут жить их потомки.

Более двух столетий отделяют нас от событий 1812-го года. Поэтому в стихотворении встретим слова и выражения, нам уже незнакомые. По ходу чтения будем выяснять их смысл.

Встретим выражение: построили редут. Реду́т - это земляное укрепление. Вокруг расположения войска выкапывался ров, то есть глубокая и широкая канава; с наружной стороны делалась насыпь. Редуты строили в полях. Читаем строфу четвёртую.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
    Французы тут как тут.

Как видите, не напрасно держали наши «ушки на макушке»: лишь только забрезжило утро - и французы тут как тут.
Скажите, где построили редут? (В поле.) В мировую историю это безымянное поле войдёт как знаменитое Бородинское поле.

Месьé - так во Франции было принято обращаться к брату короля. Читаем следующую строфу.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
    За родину свою!

2C8EB5EB-98EC-4884-AD9C-859B63B99C55.jpeg

Смотрим первую строчку: Забил заряд я в пушку туго… Кем был солдат? (Артиллеристом.)
Постой-ка, брат мусью!
«Мусью» - вместо какого правильного слова? (Месье.) Но не будет в упрёк артиллеристу это наше замечание: не к брату же короля Франции он обращается! А как понимаете выражение «пожалуй к бою»? (Приглашение к бою.)
Итак, началась перестрелка. Прочтём следующую строфу.

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
    Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
    Ночная пала тень.

Задумайтесь: двухдневную перестрелку сам участник этой перестрелки называет безделкой. Будто бы в этой перестрелке не было убитых и раненых. И велась эта перестрелка не только из винтовок; сам рассказчик, например, стрелял из пушки.

Не только солдат-рассказчик считал «безделкой» перестрелку, но повсюду слышалось недовольное «ворчанье». Скажите, как это «ворчанье» характеризует боевой дух рядовых воинов?.. (Они рвались в бой, чтобы постоять «головою за Родину свою».)

И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

На поле предстоящей грозной сечи, которая войдёт в мировую историю как Бородинское сражение.

Основной частью пушки является… что? (Ствол; из него вылетают снаряды, ядра.) Ствол устанавливается на лафéте. Прочтём следующие три строчки.

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И было слышно до рассвета,
    Как ликовал француз.

Где «прилёг вздремнуть» солдат? (У лафета, у пушки.) Вспомним, кем был старый солдат? (Артиллеристом.)
Чем же было вызвано ликование французов? Накануне Бородинского боя Наполеон издал воззвание к генералам и солдатам с целью вдохновить их на решающее сражение под Москвой. Войска ликовали, когда читалось обращение к ним императора.
Дочитаем строфу до конца.

2084E88A-FF86-4DFB-B627-6D8001980A65_4_5005_c.jpeg

Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус.

Бивáк - расположение войск на природе, не в населённом месте. «Бивак открытый» - как понимаете? (Бивак под открытым небом.)
Ки́вер - военный головной убор в виде высокого цилиндра с козырьком. Почему кивера были «избиты»? (В сражениях они были «избиты», помяты.)

C5B4ADDE-B4F1-45F2-9E86-B091E58DD4B9_4_5005_c.jpeg

Прочтём следующее предложение, следующие три строчки.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
    Сверкнул за строем строй.

В бой пехота шла не беспорядочной толпой, но отдельными воинскими частями, построенными в строй: сверкнул за строем строй.
А чем мог «сверкнуть» строй? (Оружием, которое несли пехотинцы, в частности, штыками.)
Дочитаем строфу до конца.

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
    Он спит в земле сырой.

Каким был полковник? (Хватом.) Прилагательное хваткий слышали?.. О ком говорят, например, «хваткий человек»? (О бойком и смекалистом, легко и быстро, «на лету» схватывающем всякое умение.) «Хват, хваткий» - говорят в народе о человеке, обладающем такими качествами. Таким был полковник.

Да, жаль его… Обратите внимание на запятую; при чтении необходимо сделать… что? (Большую паузу.) Какой смысловой оттенок придаёт фразе эта пауза? (Старый солдат вспоминает с чувством горечи гибель своего командира.)

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
    Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
    И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
    Все побывали тут.

BDE70B80-D178-4EDF-A980-3A6C1875FA80_4_5005_c.jpeg

Уланы, драгуны - французские кавалеристы.

Заметьте: французы «двинулись» не общей толпой, не как «туча», но как тучи - многочисленными строями, частями, отрядами. Вспомните: сверкнул за строем строй.

А почему «сквозь дым»? Откуда этот дым? (От пушечных ядер, разрывающихся на поле.)
Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи… Скажите, куда «двинулись» французы? (На атаку русских позиций, русских редутов.)

Если верить солдату, всё двинулось на тот редут, в котором находился он. Так ли это было на самом деле? Почему ветеран искажает факт?.. Во время боя ему было не до того, чтобы наблюдать, что происходит вокруг.

В следующей строфе встретим слово знаменá. Непонятно оно вам?.. Сейчас вы его легко узнаете. Время - временá, племя - племенá, знамя - ?.. Продолжим чтение.

4C4C67C8-A624-4080-90F1-CC2B469E17FB_4_5005_c.jpeg

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.

Вот таким Бородинское сражение теперь предстаёт в памяти его участника. Не напоминает ли это описания битв былинных богатырей?..
Носились знаменá… Как вы это понимаете? (Каждая воинская часть неслась в атаку под своими знамёнами.)

…как тени. Почему знамёна виделись солдату «как тени»? Ответ скрывается в следующей строчке стихотворения:
В дыму огонь блестел.
Где огонь блестел? (В дыму.) Знамёна носились в том же дыму, солдат видел их «сквозь дым летучий», потому и виделись они ему как тени.
А что за «огонь» блестел? (Огонь из огнестрельных орудий.)

И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Гипербола, подобная былинной.

Изведал враг в тот день немало… Изведать - от глагола «вéдать»; а ведать что значит? (Знать.)

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
    Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…

Как тряслась земля? Прочтите. (Как наши груди.) А об артиллерийских залпах как вспоминает ветеран? (Они слились в протяжный вой.)
Снова преувеличение, подобное былинному. В нём оценка ветерана героизму и мужеству товарищей по оружию.

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
    И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
    Товарищей считать.

Французские барабаны затрещали, подавая какой сигнал? («Отступить, прекратить сражение.»)
Как солдат называет врагов?.. Басурманин - «иноземец», «иноверец».
Какой боевой дух был у русских воинов после Бородинской битвы? Прочтите.

Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.

Когда затеять бой? - смотрим в тексте. (Заутра.) Понятно ли слово заутра?.. Из каких слов состоит это наречие? (Из предлога «за» и существительного «утро».) В современном русском языке звук [у] каким звуком заменился? (Звуком [в].)

453321F9-C93C-4658-A29B-25B93C422B4C_1_201_a.jpeg

Однако когда «подсчитали раны», главнокомандующий Кутузов принял тяжёлое решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию. На военном совете после Бородинского сражения он сказал: «С потерею Москвы не потеряна ещё Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию... и самим уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю.»
Прочтём последнюю строфу.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
    Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
    Не отдали б Москвы!»

Стихотворение «Бородино» М. Ю. Лермонтов написал к 25-летию Бородинского сражения. Самому поэту в то время было лишь двадцать три года. Можно предположить, что Михаил Лермонтов сам был из того поколения, с представителем которого беседовал участник Отечественной войны двенадцатого года.

Перечитывая произведение, постарайтесь понять и прочувствовать, как глубоко проникся молодой Лермонтов тем патриотическим настроем, которым было охвачено старшее поколение во время французской интервенции.

              Бородино.

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
      Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
      Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
      Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
      Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
      Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
      О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
      Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
      Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
      Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою,
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
      За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
      Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
      Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И было слышно до рассвета,
      Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
      Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
      Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
      Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
      Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
      Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
      И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
      Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
      В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
      Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
      Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
      Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
      И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
      Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
      Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля,
Когда б на то не Божья воля,
      Не отдали б Москвы!»
1837 г.

Скачать статью.

Скачать информацию для учителя.