Поиск
Поиск по сайту
Статьи
2й класс3й класс4й класс5й класс6й класс7й класс8й класс9й класс
К школьнику
К учителю
К родителям
Об авторе
Контакты
Копирайт
Оглавление
© zhiteleva.ru 2020

А. С. ПУШКИН
Унылая пора! очей очарованье!..

Перед вами на классной доске два предложения:

Унылая пора. Очей очарование.

Прочтём второе из них.

Очей очарование.

Понятно ли вам это выражение?..

Слово очарование знакомо вам? От какого глагола оно происходит?.. Что значит очаровывать?..

В далёком прошлом у наших предков этот глагол имел значение «околдовывать», а прилагательное очарованный означало «околдованный». А как мы теперь понимаем глагол очаровывать? (Производить очень хорошее, приятное впечатление.)

Слово очей узнали? Существительное очи что означает? (Глаза.) Как будет оно в единственном числе? (Око.) От существительного око образовано слово окулист. Кого называют окулистом? (Врача по глазным болезням.) А какое слово происходит от существительного очи? Оно частенько употребляется нами, к сожалению. (Очки.)

Очей очарование. - О чём можно так сказать?.. О том, что приятно видеть, что доставляет нам удовольствие от того, что это видишь. Так можно сказать, например, о прекрасном пейзаже, о прекрасном здании, о прекрасном танце.

Как думаете, допустимо ли в этом выражении вместо слова очи употребить слово глаза? То есть вместо «очей очарование» сказать «глаз очарование»?.. Получается как-то неуместно, нелепо, смешно даже, - не правда ли?..

Вот такое непростое, с какой-то своей загадкой это выражение: очей очарование. Нравится оно вам?..

А если в предложении заменить точку на восклицательный знак?.. Прочтите выразительно.

Очей очарование!

Фраза стала ещё интереснее, потому что появился человек, который произносит её, и мы ощущаем его радость или даже восторг.

*     *     *

Теперь обратимся к первому предложению. Прочтём его.

Унылая пора.

Надо ли объяснять слово порá? Каким словом можно его заменить? (Время.) А какая смысловая разница между этими словами?.. Пора - это «отрезок времени», «часть времени», «промежуток времени».

Давайте и здесь заменим точку на восклицательный знак.

Унылая пора!

Можем ли сказать, что и теперь нам передалось радостное чувство? (Нет, как раз наоборот: усилилось ощущение тоски, уныния.)

Предложения на нашей доске приняли такой вид:

Унылая пора! Очей очарование!

Прочтём строчку целиком. Можно ли сказать, о чём здесь речь?.. Содержание этих двух предложений настолько несовместимы, что кажется, будто бы они случайно оказались рядом.

Давайте восклицательный знак между ними заменим на запятую.

Унылая пора, очей очарование!

Получилось одно предложение. Смысл текста немного прояснился. Стало понятно, что эта «унылая пора» является и «очаровательной». Не догадываетесь ли, что это за «пора»?..

Вот вам подсказка: речь идёт о времени года. О каком времени года можно сказать, что оно одновременно и очаровательно, и уныло?.. (О первой половине осени.)

Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией Александра Сергеевича Пушкина. Прочитаем ещё одно его стихотворение. Начинается оно вот этими словами. Надо ли объяснять, о чём оно?..

Обратимся к стихотворению. Смотрим его первый стих, первую строчку.

Унылая пора! очей очарованье!

Замечаем: в середине строки не запятая, а восклицательный знак; но слово очей начинается всё же с маленькой буквы, а не с заглавной. Значит, вся строка - одно предложение. Но в нём аж два восклицательных знака! И мы понимаем, с какой эмоциональной силой выражает оно и чувство унылости, и чувство восторга.

И ещё заметьте: в стихотворении вместо очарование написано… как? (Очарованье.)

Прочтите стихотворение.

1C53DBE9-1C46-4049-82C9-23AC3C52974D_1_201_a.jpeg

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
1833 г.

Понравилось стихотворение?.. Продумаем его. Начнём с третьей строчки. Смотрим самое начало её. Какими словами она начинается?

Люблю я…

*     *     *

Теперь, наш дорогой читатель, давайте представим себе следующее. Мы идём по школьному коридору и через приоткрытую дверь класса слышим голос учителя:

— Невнимашкин, прочти, что любит Пушкин.

Фамилия Невнимáшкин показалась нам необычной, и мы задержались у двери послушать Невнимашкина.

— Пышное природы увяданье, - прочитал Невнимашкин.

— И это всё? - спрашивает учитель.

— Написано так, - отвечает Невнимашкин.

— А ты взгляни на следующую строчку.

— В багрец и золото одетые леса, - бойко выпалила одна девочка, опередив Невнимашкина.

— И это всё? - снова задаёт тот же вопрос учитель.

— В их сенях ветра шум, - догадалась другая девочка.

— И свежее дыханье, - успела опередить её третья.

— И мглой волнистою покрыты небеса, - кто-то из мальчиков успел вставить фразу.

— И редкий солнца луч, - выпалила ещё одна ученица.

— И первые морозы, - не дожидаясь, когда та закончит и перебивая её, поспешно протараторила другая.

Успел и Невнимашкин прочитать заключительную фразу:

— И отдалённые седой зимы угрозы.

— Вот теперь прочитано всё, что перечислил Пушкин, рассказывая, за что он любит осень, - сказала учительница.

Мы отходим от двери.

Но урок продолжается.

*     *     *

Давайте перечитаем только те слова, которые отвечают на вопрос «что любит Пушкин?» Они выделены жирным шрифтом. Начинаем с третьей строчки.

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Продумаем эти строчки.

Люблю я пышное природы увяданье…

После слов люблю я следует перечисление того, что «любит» Пушкин. Поэтому здесь необходимо сделать… что? (Паузу.) Невнимашкин, читая строку, не сделал этой паузы. Потому и не понял содержание стихотворения.

Смотрим следующую строчку.

В багрец и в золото одетые леса…

Во что одеты леса?.. Вот одна из картин пышного увядания природы.

В багрец... одетые леса. Существительное багрец происходит от прилагательного багровый. А что значит багровый? (Имеющий тёмно-красный цвет.) Багрец - ткань багрового цвета и одежда из этой ткани. У Пушкина леса «одеты в багрец».

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

В их сенях - то есть в чьих сенях? (В сенях лесов.) А что такое сень?..

Сень дерева - это ветви дерева с их листьями. Сень леса образуют ветви его деревьев с их листвой.

Тепло ли в лесах, если в них «свежее дыханье», то есть дышится свежо?..

И мглой волнистою покрыты небеса…

Бывают ли осенью мощные грозовые тучи?.. Какими изображает Пушкин осенние облака? (Серой мглой, которую ветер волнами гонит по небу.)

И редкий солнца луч, и первые морозы…

Вспомним, как радуемся мы осенью каждому прóблеску солнца!.. А какое настроение вызывают у вас осенние заморозки?..

Прочтём последнюю строчку.

И отдалённые седой зимы угрозы.

Какие угрозы? - прочтите… О каком «удалении» здесь речь: об удалении в пространстве или во времени?.. А что это за угрозы? (Это будут уже не заморозки, а морозы.)

Угрозы зимы… какой? - прочтите. (Седой.) Как эпитет седой характеризует силу её морозов? (При очень сильных, «трескучих» морозах всё покрывается инеем и приобретает оттенок седины.)

*     *     *

Осенняя краса вызывает у Пушкина противоречивые чувства. О них он говорит в самом начале стихотворения. Вспомним эти строки.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Смотрим первую строчку: пора очаровательная, но какое чувство она вызывает? (Унылое.)

Смотрим вторую строчку: её краса приятная. Но что ещё добавляет поэт об осенней красе? (Она прощальная.) Может ли прощальная краса вызывать радостные чувства?..

Вместо «приятна мне твоя прощальная краса» правильнее было бы сказать так: «приятна мне её прощальная краса».

Какой из этих двух вариантов вам больше нравится?

В стихотворении Пушкин обращается к осени так, как люди обращаются друг к другу: поэт очеловечивает осень.

И уже будто бы не нам, читателям, а самой осени рассказывает, за что её любит. Интересно это?..

409B52F3-3F23-4498-897A-9B0B22F4AE84_4_5005_c.jpeg

Скачать статью.