Ф. И. ТЮТЧЕВ
Весенняя гроза.
Нравятся ли вам грозы? С радостью наблюдаете или устрашает вас это бурное природное явление? Грохот грома не пугает?.. Поэт Фёдор Иванович Тютчев - мы уже читали его стихи о природе - даже любил грозы, особенно первые, весенние. А не скажете ли, чем они отличаются от летних?.. Весенние грозы не такие ужасающие, как летние, они слабее.
Сегодня мы прочитаем стихотворение Тютчева о весенней грозе. Оно так и называется «Весенняя гроза».
Гроза - это молнии и… что? (Гром.) Поэт, рассказывая о грозе, подбирает такие слова, в которых можно услышать отзвуки грома. Прочтите вслух первое предложение.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Услышали ли вы что-нибудь необычное в звучании этих стихов?.. Перечитайте вслух выделенные цветом слова:
…первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет…
Скажите, не слышно ли в звучании этой фразы раскатов грома?.. Давайте выясним, какие звуки создают такой эффект.
Произнесите звуки, которыми начинаются слова гром, грохочет. ( [гр] )
Не напоминают ли эти звуки грохот грома?..
Ещё в каком слове мы слышим это сочетание звуков? (В слове играя.)
Сколько раз это звукосочетание повторяется в такой вот короткой фразе? (Три раза.) Подчеркнём их.
…первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет…
В каких словах эти звуки слышны особенно отчётливо? (Гром, грохочет.) Почему? (Потому что находятся в начале слова.)
Чётко произнося звуки, перечитайте фразу, в которой обнаружили громоподобное [гр], - может быть, нам удасться услышать ещё что-нибудь интересное:
…первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет…
Найдите слова с буквой «р». (Резвяся, первый.)
Скажите, звук [р] не напоминает ли рокот грома?..
Хорошо ли он слышен в этих словах?.. Почему хорошо слышен?
Потому что стоит в начале слова: [ррезвяся];
потому что стоит в конце слога: [перр-вый].
Подчеркнём букву «р».
…первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет…
Перечитаем слова с подчёркнутыми буквами: первый, гром, резвятся, играя, грохочет.
В короткой фразе мы встретили плотное скопление звуков, напоминающих громыханье грома.
Прочитаем строфу целиком.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Где ещё мы услышали громоподобное [гр]? (В слове грозу.) Подчеркнём буквы. В одной строфе четыре раза слышим звукосочетание [гр]. Они вызывают повышенное внимание к звуку [г] в других словах. Найдите их. (Когда, голубом.)
В каком слове звук [г] хорошо слышен? (В слове голубом.) Почему? (Потому что находится в начале слова.)
В слове когда тоже хорошо слышится, если произносить слово отчётливо.
Подчеркнём эти буквы.
Прослушайте все слова со звуком [г]: грозу, когда, гром, грохочет, голубом.
К этим словам примыкают ещё два слова со звуком [к] - когда и как, потому что звуки [г] и [к] похожи. Подчеркнём все три «к», они хорошо передают треск грома.
Ещё следует прислушаться к звуку [м]: май, гром, голубом. В каких случаях он слышится особенно отчётливо? (На конце слов, если не «съедать» окончания: гром, голубом.)
Силу громовых ударов звук [м] не передаёт; наоборот, он хорошо имитирует ослабление, затухание раскатов грома. И слышим мы эти затухания на конце строчек, после громоподобных [р] и [г]. Услышьте это:
первый громм;
грохочет в небе голубомм.
Подчеркнём эти две буквы.
Посмотрите, как много букв отмечено нами в одной строфе. Эти звуки помогают нам услышать гром как наяву.
Перечитаем строфу выразительно, то есть так, чтобы наш слушатель и мы сами хорошо услышали этот гром. Для этого прибегнем, в частности, к одной хитрости. В слове играя отделите первый слог от второго и вслух прочтите его: иг-рая.
Давайте прочтём вслух это же слово, разделив его иначе: и-грая. Теперь мы слышим звукосочетание [гр] так же отчётливо, как и в начале слова.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Теперь продумаем содержание этой строфы. Смотрим строчку четвёртую.
Грохочет в небе голубом.
В каком небе грохочет гром? (В голубом.) Почему же у Тютчева небо во время грозы не серое, мрачное, издёрганное ветром в клочья, а голубое?.. Для поэта Тютчева небо всегда прекрасно, всегда только голубое. Вы, когда рисуете небо, тоже рисуете его только голубым.
Но вот на голубое небо наползла туча и разразилась гроза. Кончится гроза, уйдёт туча, и мы увидим, что небо как было голубым, так голубым и осталось. Так в каком небе грохотал гром?..
Прочтите строчку, в которой говорится, как грохочет весенний, первый гром.
Как бы резвяся и играя.
Можно ли так сказать о раскатах грома, которые оглушительны и ужасны?.. Но такие ужасающие грозы случаются летом.
Скажите, о весенней или летней грозе здесь идёт речь?..
Прочтём следующую строфу.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Какие раскаты грома? (Молодые.) Можно ли назвать «молодыми» оглушающие и устрашающие раскаты летнего грома?..
О весенней или летней грозе стихотворение?..
Прочтём строчку, в которой рассказывается о первых каплях дождя.
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Видели ли вы, как вздымается пыль из-под первых капель дождя, - например, на пыльной просёлочной дороге?..
Весной особенно радуют наш глаз и свисающие дождевые капли, потому что мы давно не видели их. В стихотворении они названы пéрлами.
Что такое перл? (Жемчужина, зерно жемчуга.)
Прочтём о дождевых каплях.
Повисли перлы дождевые...
Туча ещё не прошла, но солнышко уже проглянуло и золотит струи дождя, - прочтите строчку об этом.
И солнце нити золотит.
Такое возможно, если туча небольшая, а это характерно опять же для весенних гроз.
А во след уходящей грозе - сколько веселья и радости в природе! Той долгожданной радости, которую принесла эта гроза!
Вся природа будто бы пробуждается после первого благодатного дождя.
Об этом рассказывается в третьей строфе.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Всё вторит весело громам.
Какой шум? (Нагорный.) То есть откуда слышен этот шум? (С горы.) А чем вызван этот шум? - смотрим первую строчку строфы:
С горы бежит поток проворный…
Так что это за шум? (Это журчание дождевого потока, стекающего с горы.) Представляете, какой сильный ливень прошёл?..
А кем вызван гам в лесу? - смотрим вторую строчку строфы:
В лесу не молкнет птичий гам…
Как всё в природе вторит громам уходящей грозы? (Весело.)
Понятно ли слово вторит?.. Глаголы вторить и повторять - родственные слова. Вторить - значит «повторять чьи-либо звуки».
Прочтите последнюю строфу стихотворения.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Всякому интересному явлению хочется найти объяснение. Когда переживаешь грозу, невольно возникает мысль: «Удивительно! Вроде бы из пустоты, с неба - и вдруг такое изобилие и воды, и огня, и грохота. Откуда всё это?..»
Приходят на ум рассказы и сказки, были и небылицы, связанные с грозою. А если ты знаком с древними рассказами о богах, тебе может вспомниться богиня Гéба. Не она ли, вéтреная Геба, кормя Зевéсова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила?..
На уроке учитель даёт знать двум учащимся-чтецам (например, жестом руки), что они должны приступить к чтению диалога.
1. Гéба? Это кто?
2. Богиня юности.
1. А почему пролила?
2. Случайно, по неосторожности.
1. Переживала, небось, неприятность?
2. Ну что ты! Смеясь проливала.
1. Что ж, такая несерьёзная Геба?
2. Да юная ещё совсем, вéтреная она.
1. А зачем у ней кубок?
2. Кубок - это большой бокал для питья. В нём Геба разносит божественный напиток, нектáр. Не для простых смертных этот напиток, для богов. Кормила Зевéсова орла, да и пролила кубок с неба на землю.
1. А Зевéс - это кто?
2. Верховный бог, громовержец.
1. А зачем у него орёл?
2. Орёл сжимает в когтях молнии Зевеса. Геба, поднеся напиток к орлу, пролила кубок. Громокипящий кубок пролила! Да перед кем? Перед Зевéсовым орлом! Как тут не быть молниям и грому?!
1. Выходит, по молодости своей Геба одарила землю божественным напитком.
Вот такая догадка о природе майской грозы высказана в стихотворении. Интересная догадка?.. Но чем же она может быть интересна, если мы знаем, что это неправда?..
Но скажите, разве не повеяло от неё чем-то сказочным в рассказе о грозе? Разве теперь гром не стал для нас действительно молодым и разве не резвится, не играет, грохоча в небе?..
Кто внимательно читал или слушал стихотворение, наверное, заметил, что о богине Гебе можно рассказать теми же словами, какими описывается гроза, вызванная ею.
Какие раскаты гремят? (Молодые.) А о Гебе что скажете? (Тоже молодая.)
Как грохочет гром? (Как бы резвяся и играя.) А как Геба проливала кубок? (Смеясь.) Почему же ей было радостно от того, что натворила?.. Несомненно, резвясь и играя пролила. В каких словах стихотворения находим тому подтверждение? (Ветреная Геба.)
А смех Гебы и грохот грома - разве нельзя их уподобить? Скажите, неужели про себя, молчаливо и беззвучно, не хохоча, смеялась Геба, проливая кубок?..
От того, что пролила бесценный божественный напиток, сколько радости было Гебе! А как природа вторит громам уходящей грозы? (Весело.)
Гром молодой, грохочет резвясь и играя, всё в природе весело, потому что грозу вызвала молодая хохотунья Геба, резвясь и играя.
А теперь прочтите целиком стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
1828 г.
Скачать информацию для учителя.